На российском рынке предметов роскоши почти половина продаж приходится на алкоголь, еще около трети — на одежду, на часы и украшения приходится всего 3% рынка, пишет газета «Ведомости».
В 2011 году российский рынок товаров класса люкс вырос по сравнению с 2010 годом на 17% — до $5,3 млрд, рассказал «Ведомостям» Александр Сухаревский, партнер российского офиса McKinsey. По данным консалтинговой компании, изучившей отечественный рынок роскоши, в последние шесть лет среднегодовые темпы его роста составляли 13%.
Как говорится в отчете McKinsey, структура потребления в России уникальна: почти 45% рынка роскоши приходится на алкогольные напитки, еще 36% на одежду, а доля ювелирных изделий, часов, электронных устройств, изделий из хрусталя необычно мала — всего 3%. Например, в Индии на продажи этих предметов приходится 76%, в Китае — 51%, а в Бразилии — 17%, отмечают в McKinsey.
Исполнительный директор алкогольного импортера Simple Анатолий Корнеев подтверждает, что в России действительно особые потребительские ценности. Состоятельные россияне не могут полностью скопировать структуру потребления развитых стран: не хватает культуры (например, для инвестиций в предметы искусства) или условий (например, для приобретения яхт), рассуждает он.
Дело еще и в том, что цены на предметы роскоши в среднем на 15–30% выше европейских, поэтому многие дорогие покупки россияне предпочитают делать за рубежом. Траты россиян на люксовые товары за границей вдвое превосходят их расходы внутри страны, рассказывал «Ведомостям» Микеле Норса, гендиректор Salvatore Ferragamo. По данным компании Global Blue, возмещающей НДС за заграничные покупки, россияне — вторые в мире после китайцев по объему расходов в магазинах партнеров этой системы.
Именно туристы из развивающихся стран, в том числе из России, обеспечили небольшой рост европейского рынка в 2011 году, подчеркивает Сухаревский.
В России очень низкий процент населения подпадает под традиционное определение потребителей предметов роскоши, указывает McKinsey. Доход свыше €60 тысяч в год имеет около 6% населения, поэтому чуть ли не треть расходов на предметы роскоши несут люди, не попадающие в ядро целевой аудитории. Такие потребители способны покупать дорогие вещи время от времени.