Перевозкой труб для трубопроводных монополий «Транснефти» и «Газпрома» занимаются люди, близкие как к газовой монополии, так и к ее партнерам, которых в СМИ принято называть близкими знакомыми премьера Владимира Путина, пишут «Ведомости».
Перевозка труб большого диаметра — доходный сегмент, однако для входа на этот рынок существуют очень высокие барьеры, «рынок достаточно администрирован и зависит от крупных проектов», сообщил изданию управляющий перевозчика Rail Garant Роман Котенко.
«Сегмент интересный, но коррумпированный», — на условиях анонимности заявил представитель другой компании-перевозчика.
Среди тех, кто зарабатывает на перевозке этих труб, «Ведомости» нашли «родственников газпромовского начальства, газового строителя Зияда Манасира и знакомого братьев Ротенбергов».
Предприниматель Александр Карманов известен как владелец Евразийского трубопроводного консорциума (ЕТК). В школьные годы он серьезно занимался дзюдо и познакомился с Аркадием и Борисом Ротенбергами.
«Я, безусловно, знаю этих уважаемых людей, много наслышан, лично знаком. ЕТК был одним из спонсоров нашей сборной и клуба дзюдо «Явара-Нева». Но это исключительно на основе товарищеского, дружеского общения, интереса, связанного с дзюдо», — рассказал «Ведомостям» Карманов.
Среди учредителей петербургского спортклуба «Явара-Нева» не только Аркадий Ротенберг, но и Геннадий Тимченко, а почетный президент клуба — премьер Путин. Но сам Карманов не из Петербурга, уточняет издание, а из города Курчатов Курской области. В Москве в 1990-е он держал ночной клуб «Грезы» и руководил боулинг-центром.
Примерно в 2002–2003 годах бизнесмен Зиявудин Магомедов позвал Карманова работать гендиректором в свою «Фирму химсервис», «разглядев в нем талантливого бизнесмена», рассказал газете знакомый Карманова. ООО «Фирма химсервис» поставляла трубы «Газпрому». 75% компании принадлежало «Газкомплектимпэксу», а 25% в 2003 году получила фирма «Поставка» Бориса Ротенберга.
Конкуренты Карманова утверждают, что он хорошо знаком с бывшим президентом «Транснефти» Семеном Вайнштоком, но сам Карманов говорит, что это преувеличение. Как выяснили «Ведомости», Карманов имел отношение к компании, вокруг которой разгорелся один из самых громких скандалов в истории «Транснефти». При Вайнштоке монополия выбрала генподрядчиком по строительству нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан «Краснодарстройтрансгаз». Компания получила аванс в 7 млрд рублей. Но в 2007 году вместо Вайнштока президентом «Транснефти» стал Николай Токарев, который обвинил генподрядчика в растрате аванса и срыве сроков строительства. «Транснефть» предъявила «Краснодарстройтрансгазу» иск на 30 млрд рублей, но дело в августе 2008 года дело кончилось миром.
Как минимум с конца 2007 года «Краснодарстройтрансгазом» владели фирмы, связанные с Кармановым. Бизнесмен подтвердил, что имел отношение к «Краснодарстройтрансгазу». Представитель «Транснефти» не ответил на письмо «Ведомостей».
«Мы в свое время были единственными, кто оперировал газпромовскими перевозками труб большого диаметра. Сейчас мы потеряли позиции», — сказал изданию начальник отдела по работе с трубной продукцией ООО «ТГИ-транс» Вадим Гончаров. Единственным оператором, по его словам, компания была в 2009–2010 годы. До 2010 года «ТГИ-транс» был связан с системой «Газпрома» не только контрактными, но и родственными отношениями. Перевозчик полностью принадлежит московскому ООО «ТГИ-финанс», учредителями которого значатся Татьяна Голубева — супруга заместителя предправления «Газпрома» Валерия Голубева — и Ярослав Голко — сын члена правления «Газпрома» Ярослава Голко.
Голубев сообщил «Ведомостям», что его супруга «не имеет» доли в группе компаний «Трастгазинвест» и «не остается» совладельцем «ТГИ-финанс». К 2010 году «Газпром» передал перевозку труб своей 100-процентной дочерней компании «Газпромтранс». Как раз к этому времени «газпромовские родственники вышли из числа совладельцев материнской компании «ТГИ-транса», «Газпромтранс» стал отвечать за перевозку труб», пишет газета.
«Это очень забавная логика, непонятно, как она соотносится с заявленными в стране принципами свободной конкуренции, — заявила изданию директор Transparency International в России Елена Панфилова. — Получается, что в одних местах она есть, а в других нет, потому что мы знаем: друзья и родственники — классные и эффективные ребята».