Во Франции умер легендарный Пьер Карден – о том, что модельер ушел из жизни в госпитали в Нейи к западу от Парижа, сообщила в Twitter Академия изящных искусств Франции.
Уроженец итальянского Тревизо, Пьер Карден появился на свет 2 июля 1922 года, и в раннем возрасте переехал с семьей, бежавшей от режима Муссолини, во Францию. Отец, весьма обеспеченный виноторговец, мечтал, что сын станет архитектором – но его больше интересовал дизайн одежды.
В возрасте 14 лет Пьер Карден начал подрабатывать в качестве подмастерья у портного, осваивая азы кройки и шитья, в 1939 году нашел работу в ателье в городе Виши, а во время Второй мировой войны работал в «Красном кресте». В Париж молодой модельер переехал в 1945 году изучать архитектуру и устраиваться на работу. Начал он как костюмер, создав в 1946 году наряды для фильма Жана Кокто «Красавица и чудовище». Позже он все же нашел себя в моде – в ателье Кристиана Диора.
В 1950-м Пьер Карден основал собственный модный дом – началом его карьеры послужил заказ на изготовление 30 карнавальных костюмов маскарада в Палаццо Лабиа в Венеции, устроенного в сентябре 1951 года эксцентричным франко-испанским миллионером Карлосом де Бестеги.
До самого конца 50-х Пьер Карден занимался высокой модой, однако затем обратил взгляд на более широкую аудиторию.
Это стоило ему исключения из французского Синдиката высокой моды в 1959 году, когда Карден начал продавать свою одежду в универмаге Printemps – правда, вскоре его восстановили в статусе кутюрье.
Пьер Карден вошел в историю моды как модельер-авангардист, создававший сложные, геометричные, футуристические наряды. Даже космические – в 1961 году он был так вдохновлен полетом Юрия Гагарина в космос, что в 1964-м создал коллекцию Space («Космос»). Белые трикотажные чулки, гербовые накидки поверх леггинсов, «трубчатые» платья были его видением космического будущего. Мини-сарафаны и трапециевидные платья, платья с разрезами, сапоги-чулки, водолазки «в лапшу», прямые мужские пиджаки без воротника, рукав «летучая мышь», — все это признаки фирменного стиля Пьера Кардена. И именно такие наряды можно увидеть в фантастических фильмах конца ХХ века. А черные колготки, тоже изобретенные модельером, доказывают, что его будущее наступило сегодня.
«Юрий Гагарин открыл мне новый мир, мир огромного бескрайнего космоса, чем навсегда покорил меня как человека и художника», — говорил кутюрье.
Из-за своей любви к космической теме Пьер Карден в 1970 году посетил базу NASA – примерив космический костюм астронавта Нила Армстронга, он оказался в таком восторге, что в том же году создал дизайн униформы американских космонавтов.
В СССР его любовь к космосу впервые привела в 1963 году – тогда Пьер Карден оказался в составе делегации французских деятелей культуры и искусства. С тех пор он побывал в Советском Союзе и России не менее 30 раз. Он много лет дружил с Майей Плисецкой – и создавал для нее костюмы к балетам «Анна Каренина» и «Дама с собачкой». Был в восторге от спектакля театра Ленком «Юнона и Авось» — и устроил для труппы гастроли в Париже в своем театральном центре Espace Cardin, основанном в 1970 году.
О тесной связи Пьера Кардена с СССР и Россией говорит и тот факт, что в 1986 году он подписал контракт с Министерством легкой промышленности СССР на производство мужской, детской и женской одежды под маркой Pierre Cardin. А в 1991-м при содействии Михаила Горбачева на Красной площади был устроен модный показ Пьера Кардена, которого во Франции уже называли «красным модельером».
Модельер продолжал приезжать в Россию и в 90-е, и в 2000-е. В 1998-м он открыл в Москве свой ресторан сети Maxim`s (знаменитое парижское заведение Карден приобрел в 1981 году). Тогда же, в 1998-м, в честь столетия МХАТа он выпустил коллекцию платьев «Чеховские женщины», а осенью 2003 года в Театре Маяковского прошли гастроли Espace Cardin — давали мюзиклы «Тристан и Изольда» и «Безумства Дали».
Пьер Карден нередко бывал и в Минске — в январе 2004 года президент Александр Лукашенко вручил Кардену орден Франциска Скорины за «значительный вклад в развитие белорусско-французских отношений в области культуры и помощь в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС».
В последний раз Пьер Карден приезжал в Москву в 2013 году – тогда ему был вручен Орден дружбы.
За три года до этого в России он представлял свой архитектурный проект, «Дворец света» — здание, состоящее из трех секций-парусов разной величины и шести горизонтальных дисков, скрепляющих конструкцию. С презентацией Пьер Карден выступил в Госдуме – оставалось только найти спонсоров на строительство. В 2010-м Пьер Карден получил титул «Персона России» и звание Почетного гражданина.
В течение всей жизни Пьер Карден занимался производством и дизайном одежды, ювелирными украшениями, парфюмерией, мебелью, театром, ресторанным делом, архитектурой. В 2001-м он купил замок Лакоста в Провансе, принадлежавший Маркизу де Саду, частично отреставрировал его и устраивал там музыкальные и танцевальные фестивали.
Его увлекало все прекрасное – и устремленное в будущее. «Больше всего нравится одежда, которую я придумываю для той жизни, что еще не существует: для мира завтрашнего дня», — говорил Пьер Карден.