В Нью-Йорке стартует Неделя моды осенне-зимнего сезона 2021 года — несмотря на пандемию, она пройдет с 13 по 17 сентября. Это, впрочем, не значит, что все будет, как обычно — звезды и модные критики в первых рядах на показах, суета на бэкстейдже, вечеринки каждый день и фотографы, снимающие гостей на улице для новых журнальных подборок, пока что остаются в прошлом. Коронавирусная инфекция заставляет привыкать к новой реальности.
О том, что Неделя моды, открывающая новый сезон, в Нью-Йорке все же пройдет, объявил в конце августа губернатор штата Эндрю Куомо.
«Нью-Йорк — мировая столица моды, и Неделя моды в Нью-Йорке воспевает неординарность этого города и его неповторимые творческие таланты», — цитировал заявление губернатора Forbes. Правда, Куомо уточнял, что проводить мероприятие разрешено только при строжайшем соблюдении мер эпидемиологической безопасности.
Это означает, прежде всего, что показы в этом году пройдут без зрителей — если в конце февраля на Неделе моды в Милане к такому решению добровольно пришел Джорджио Армани, попросивший гостей не приходить на его показ, то в этом сентябре в Нью-Йорке модельерам официально запретили приглашать людей на дефиле. Также было объявлено, что мероприятия на свежем воздухе можно будет организовать не более чем для 50 человек, а на те, что проходят в помещениях, разрешено приглашать вдвое меньше людей, чем позволяет пространство. При этом гости обязаны все время находиться в масках. Кроме того, будущих гостей предупредили, что им будут измерять температуру на входе.
Отменять Неделю моды в связи со вспышкой заболеваемости COVID-19 город не решился — дело в том, что это оказалось бы сильнейшим ударом по экономике Нью-Йорка. По данным Forbes за 2015 год, Неделя моды проносила в городской бюджет до $900 млн.
Провести мероприятие оказалось жизненно важно и для его организаторов. «В конце концов, мода — это бизнес, а Неделя моды — это платформа для дизайнеров, которая помогает заниматься бизнесом, — объяснил Associated Press Стивен Колб, исполнительный директор Совета модельеров Америки, который организует мероприятие. — Так что это рабочие места… Это жизни людей. Это движение вперед, но аккуратное, с учетом заботы о безопасности».
Ради безопасности людей Совет модельеров Америки призвал дизайнеров проводить показы виртуально. И действительно, в итоге лишь несколько модных домов решились проводить показы очно — в расписании значится, что дефиле Jason Wu, Rebecca Minkoff, LaQuan Smith проходить будут на открытом воздухе, а показ дома Christian Siriano, как сообщает AP будет транслироваться не из Нью-Йорка, а из Коннектикута.
Расписание, между тем, значительно обеднело — от участия в Неделе моды отказались многие крупные модельеры Америки. Oscar de la Renta, Ralph Lauren, Michael Kors, Prabal Gurung, Proenza Schouler, Tory Burch решили показать коллекции в этом году позже. Не будет, как обычно, закрывать неделю и великий шоумен от нью-йоркской моды Марк Джейкобс. «Честно говоря, я не знаю, что мы будем делать и когда мы будем начинать, но для того, чтобы создать коллекцию, мне нужна команда — объяснял модельео Vogue еще в апреле этого года. — Моей команде нужно взглянуть на ткани. А ткани — из Италии. Мы туда ездим, там происходит много всего. Пока мы не откроем для себя новые методы работы — или новые цели, к которым будем стремиться в работе, — нам действительно нечего делать».
Показы модельеров, которые все же нашли, что продемонстрировать хотя бы виртуально, будут проходить благодаря новой платформе Runway360, которая позволяет не только наблюдать за дефиле, но и связываться с дизайнерами, байерами и заказчиками.
Неделя начнется с показа Джейсона Ву и вручения наград Style Awards, которыми награждает организация Harlem's Fashion Row, борющаяся за разнообразие в моде. Кроме того, в рамках Недели пройдет ежегодное вручение премий Совета модельеров Америки — тоже виртуальное, посколько победители в номинациях будут объявляться по видеосвязи.
Несмотря на все попытки создать ощущение, что мир моды продолжает жить, даже те дизайнеры, что не отказались от участия в мероприятиях, признаются, что система их работы уже сломана. «Все мы спрашиваем себя, а кто собирается что-то покупать? — призналась AP модельер Анна Суи. — Кто захочет новые вещи? Увидим ли мы когда-нибудь снова те заказы, которые бывали раньше? Изменились не только магазины, но и потребитель». Для деятелей индустрии остается открытым вопрос, вернется ли ситуация в норму хотя бы к февралю, когда придет время показать весенне-летние коллекции. Пока что прогнозов они не дают.