Пока люди сидели по домам на карантине и развлекались покупками онлайн, маркетологи подсчитали, что в этом году только в Европе показатели интернет-шопинга вырастут втрое, составив 20% от всех продаж — это рост, на который до этого понадобилось пять лет. Шопинг онлайн удобен по многим причинам: не надо идти в магазин, выбирать одежду под пытливыми взглядами других покупателей и продавщиц, толкаться в очередях — разве что померить нельзя, зато можно заказать сразу несколько размеров, а если что — вернуть без потерь. Но все оказалось не так просто.
Каждая покупка онлайн — это пластиковые или картонные отходы от упаковки, выбросы в атмосферу из-за транспорта, которым одежду доставляют со склада из другой страны, а в случае возврата — еще и дорога назад, и возможно, на свалку.
Озабоченные экологией и темой устойчивого производства фэшн-специалисты уже бьют тревогу. По их мнению, грядущий финансовый успех невозможен без решения этой проблемы.
«Мы видим непосредственную зависимость будущего коммерческого успеха от следования нормам устойчивости», — заявила Кейт Хайни, директор по устойчивости в немецком интернет-магазине Zalando, в интервью изданию Business of Fashion.
Онлайн-ритейлер подсчитал, что в прошлом году больше половины вредных выбросов в атмосферу по его вине происходило именно из-за доставки и частых возвратов, не считая тех выбросов, что лежат на совести брендов и производителей, с которыми сотрудничает магазин. Тогда ритейлер задался целью минимизировать собственные вредные выбросы, и начать решил с усовершенствования модели доставки. Однако в 2019 году его углеродный след вырос еще на 6%.
Первая проблема доставки — большое количество пластиковой упаковки, которая отправляется в мусорную корзину. Ритейлеры, которые ставят себе задачей стать более экологичными, придумывают альтернативную упаковку из переработанных материалов. Кроме того, она должна мало весить, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на транспорт. Однако найти подходящий материал и внедрить его не так легко.
Когда австралийский интернет-магазин The Iconic взял на себя обязательство использовать более экологичную упаковку, никто не ожидал, что процесс перехода займет 18 месяцев и потребует пересмотра фирменного бренда. Сначала компания рассматривала компостируемую упаковку, но отказалась от этой идеи, когда поняла, что у большинства австралийцев попросту нет доступа к компостным ямам. Тогда в дело пошли мешки из переработанных пластиковых отходов, которые оставались от товаров, переданных на возврат. Однако такую упаковку покупатели все равно должны были относить в специальные контейнеры для сбора отходов, чтобы ее потом переработали. А традиционный фирменный знак магазина напечатать на ней было невозможно, так что им пришлось пожертвовать.
Вторая проблема — это возврат, с которым сталкивается большинство онлайн-ритейлеров. С одной стороны, отказаться от него нельзя, ведь без примерки угадать с точным размером на 100% нельзя. С другой стороны, возврат создает слишком большую нагрузку на транспорт, который ответственен за большую часть вредных выбросов. В консалтинговом агентстве Bain&Company подсчитали:
если сократить среднее количество заказов от одного клиента вдвое, побудив его выбирать доставку сразу для нескольких вещей, это уже снизит количество выбросов в атмосферу на 30% для каждого из товаров, а также сэкономит компании до 50% транспортных расходов.
Но загвоздка в том, что крупные компании имеют много складов в разных частях света, и не всегда купленные предметы хранятся в одном месте. А задерживать заказ из-за отсутствия какого-то товара на складе — вредно для репутации магазина, ведь клиент рассчитывает получить доставку как можно скорее.
Чтобы упростить последний этап доставки, так называемую «последнюю милю», компании прибегают к пунктам выдачи, расположенным в домах клиентов и местных магазинах. Это позволяет не гонять курьеров каждый раз, чтобы осуществить возврат: клиент может оставить не понравившийся товар в пункте выдачи, откуда его заберут в удобное время. Сотрудничая с региональными перевозчиками, можно использовать более экологичный транспорт, например, грузовые велосипеды или электромобили.
Еще один вариант решения проблемы — предлагать покупателям, которые переживают за экологию или хотят сэкономить, подождать. Компании вводят два варианта доставки: экспресс и «медленный», но более экологичный. Те, кто выбирает экспресс-доставку, вынуждены доплачивать, а те, кому срок ожидания не принципиален, соглашаются на бесплатную доставку, менее вредную для окружающей среды.
«Если предоставить людям бесплатную экспресс-доставку, они, скорее всего, выберут ее, — поясняет Джаана Куэйнтэнс-Джеймс из австралийского магазина The Iconic. — Но в большинстве случаев людям не принципиально получить заказ немедленно, а количество выбросов от доставки сокращается существенно».
Таким же образом приходится решать проблему возвратов. Некоторые компании помещают подробную шкалу размеров, описания характеристик товара, отзывы, другие вводят программное обеспечение, позволяющее «прикинуть» товар на себя онлайн, используя технологии дополненной реальности. Но большинство покупателей по-прежнему заказывает сразу несколько размеров одной и той де вещи, чтобы потом вернуть те, что не подошли.
Согласно данным компании Optoro, каждый год в США возвращают 5 млрд товаров на сумму в $400 млрд. Это создает примерно 2 млн тонн мусора и 15 млн тонн углекислого газа.
Выходом из этой ситуации может стать платный возврат товаров, но такое условие, скорее, отпугнет потенциальных покупателей. Компания Optoro использует машинное обучение для определения наилучшего места назначения для вещей, от которых отказались: отправлять их обратно в магазин или на распродажу, или сразу в сэконд-хэнд. В компании рассказали, что на карантине многие компании привлекали клиентов тем, что расширяли сроки возврата, поэтому сейчас они ожидают бум отказов от товаров, когда сроки истекут.
С другой стороны, вариант оставлять вещи, которые не подошли, у себя — не более экологичный. Лучше всего будет отдавать такие вещи в сэконд-хэнд или на переработку, чтобы не захламлять собственную квартиру.