На карантине онлайн-ритейлеры стали замечать, что все больше покупателей в Штатах выбирают функцию отложенного платежа при покупке вещей и косметики онлайн. Объяснить это можно сложной экономической ситуацией во время пандемии, когда многие американцы остались без работы и базового дохода. Такая функция — покупать вещи в кредит с возможностью оплатить покупки спустя несколько месяцев и максимальным сроком до трех лет — появилась на некоторых американских сайтах еще осенью. По словам Рэйчел Гэннон, владелицы одного из таких интернет-магазинов,
количество покупателей, обращающихся к отложенным до трех лет платежам, на карантине выросло вдвое.
Причем, несмотря на отсутствие средств, клиенты интернет-магазина покупали больше, чем обычно, рассчитывая заплатить позднее. Гэннон объясняет это психологией человека. «Люди тратят больше денег, когда им не надо платить сразу», — уточняет она.
Количество ритейлеров, предоставляющих услуги в кредит, стало расти еще до пандемии как в люксовом, так и в массовом сегменте. Пандемия, в свою очередь, подтолкнула американцев к таким отложенным платежам, которые особенно удобно делать онлайн, и стала причиной развития платформ для покупки в кредит через интернет. Они позволяют оплачивать выбранные вещи спустя несколько недель или даже лет в зависимости от суммы, которая списывается с карты в назначенный день. Эксперты связывают рост объемов услуг в сфере кредитования с падением реальных доходов на карантине, а также с переходом торговли в онлайн, где покупатели психологически склонны тратить больше.
Для брендов отложенные платежи — это возможность сохранить покупателей, которые временно лишились работы, либо привлечь тех, чьи доходы упали. За время карантина к брендам, предоставляющим такую услугу, присоединились интернет-магазин Asos, косметические компании La Mer, Drunk Elephant и Sephora, а также одежные марки American Eagle, The North Face и Adidas. Оплачивать покупки в кредит их клиентам позволяют специальные сервисы: австралийский Afterpay, чья выручка за время режима самоизоляции выросла по сравнению с 2019 годом более чем в два раза, — до $3,8 млрд, а также шведский Klarna и американский Affirm.
«Во время пандемии больше людей стали подсчитывать еженедельный бюджет, — пояснила в интервью изданию Business of Fashion Лючия Пердомо-Руэльман, директор по маркетингу в компании Drunk Elephant, которая подключила услугу отложенного платежа именно на карантине после многочисленных запросов от клиентов. — Возможность отложить оплату покупки до лучших времен без финансовых потерь утешила их».
Судя по брендам, подключившим услугу, вещи, которые американцы покупали в кредит, были для них предметами первой необходимости: спортивная одежда и обувь, косметика по уходу за собой — это те покупки, которые нужны людям в данный момент, от которых они не готовы отказываться из-за пандемии и кризиса. Многие покупатели не хотели менять сложившийся комфортный образ жизни из-за временного падения доходов и рассчитывали вернуть потраченные деньги после выхода на работу.
Нельзя не учитывать процент людей, которые развлекали себя онлайн-шоппингом на карантине и таким образом снимали стресс, оставшись дома взаперти без возможности пройтись по магазинам и утолить жажду покупок.
Первые сервисы отложенных платежей были основаны после рецессии 2009 года, так что им еще предстоит познать все последствия ослабленной экономики. Эксперты отрасли предсказывают, что далеко не все обещанные платежи поступят брендам, если люди так и не выйдут на работу или вновь потеряют ее. Так или иначе, сервисы покупок в кредит подталкивают людей тратить больше, чем они на самом деле могут себе позволить. Однако вся финансовая нагрузка по невыплаченным деньгам ляжет именно на сервисы, а не на бренды. Хотя винить в возможных пенни и санкциях покупатели, вероятно, станут именно продавца.
«Есть существенный риск в том, что бренды отдают своих покупателей и репутацию на откуп сервисам, которыми они не управляют», — считает Джейк Маклер, глава партнерских программ в Quantum Metric, аналитической компании, которая предоставляет данные фэшн-брендам.
Подобные сервисы уже возникали во время Великой Депрессии в США в начале ХХ века, однако пришли в упадок с появлением кредитных карт. В 80-е годы ХХ века ритейлеры выпускали собственные кредитки, популярность которых скатилась в 2009 году из-за рецессии, когда многие платежи стали задерживаться.
Однако современные сервисы делают ставку на миллениалов и представителей поколения Z, которые обладают слабой покупательской способностью сейчас и не имеют кредиток, хотя через пару лет, возможно, станут вполне платежеспособными клиентами. По мнению экспертов, платформы отложенных платежей решают эту проблему: они предоставляют возможность молодым людям тратить сейчас, а платить уже по достижении экономической независимости. Это значит, что дорогие кроссовки можно будет не выпрашивать у мамы на день рождения, а купить с прицелом отдать деньги за них лет через 5.