За время режима самоизоляции веганская продукция стала популярнее на Западе: некоторые решили отказаться от мяса, связав его потребление с распространением инфекции. Розничные продажи искусственного мяса в США в период со 2 февраля по 2 мая 2020 года увеличились на 264%, в то время как продажи обычного мяса выросли только на 45%. В России веганство пока не нашло широкого отклика, однако искусственное мясо, сделанное на растительной основе, стало хорошо продаваться онлайн именно в период карантина.
«Растительное мясо — прекрасный пример новой рыночной ниши, за которой стоит своя, особенная философия потребления, — считает Дмитрий Бороздин, сооснователь платформы для онлайн-торговли retailCRM. — Такие новинки на рынке дают хорошую предпринимательскую возможность «взломать» классические цепочки поставок и создать современную, цифровую модель продаж, ведь потребитель так называемого «зеленого» мяса пока не привык видеть его на полках супермаркетов».
Тем не менее впервые растительное мясо появилось в 2019 году именно на полках элитных торговых сетей — «Азбуки вкуса», «Города-сада», в интернет-магазине «Утконос», а в июле 2020 и в «Перекрестке». Сейчас его стали активнее осваивать сети электронной коммерции.
«В нашей линейке есть овощи, фрукты, ягоды, орехи, бакалея, оливковые масла, хумусы и растительные паштеты, — рассказала основатель интернет-магазина здорового питания Edoque Юлия Бондарчук. — Теперь для того чтобы максимально расширить ассортимент, планируем ввести искусственное мясо».
По ее словам, введение в линейку подобной продукции может стать хорошим инфоповодом для любого бизнеса: экстравагантное искусственное мясо в этом случае будет выполнять и маркетинговые задачи. «Я бы прогнозировала тут повышение эффективности и удешевление рекламы, потому что запросов много, а предложения — мало», — считает Бондарчук.
Впервые искусственное мясо в Россию привез американский производитель Beyond Meat, чья капитализация сейчас оценивается в $8,8 млрд, согласно данным Investing.com. Второй по величине производитель искусственного мяса в мире — Impossible Foods, продукции которого в России пока нет. Его оценивают в $3-5 млрд.
Революционная инновация Beyond Meat на рынке продуктов питания в том, что они смогли воссоздать вкус и текстуру мяса — даже то, как жир распределяется между волокнами. На сковородке фарш ведет себя как размороженное мясо, но пахнет овощами, ведь сделан из горохового белка.
Однако стоимость такого мяса слишком высока, чтобы оно стало массовым продуктом. Вследствие кризиса сети «Теремок» уже пришлось отказаться от использования подорожавшей продукции Beyond Meat. В «Теремке» блин #Немясо или котлету с гарниром можно было попробовать за 399 руб. После пандемии стоимость этого блюда выросла до 450 руб, а платежеспособность клиентов — снизилась.
В России появилась местная альтернатива — калужская компания Greenwise, которая делает продукт, похожий на мясо по вкусу, текстуре и внешнему виду. В отличие от Beyond Meat, Greenwise готовят свое мясо из сои и пшеницы.
Ориентировочно котлеты Greenwise будут стоить в 3 раза дешевле котлет Beyond Meat. Это станет возможным не только за счет отсутствия наценки на транспортировку и торговые пошлины, но и за счет более простого состава ингредиентов. Для изготовления растительного мяса Greenwise используется только российское сырье. При этом по вкусу продукция отечественного производителя, как и американского, не будет отличаться от настоящего мяса, уверяют в компании.
За год продукция Greenwise оказалась на полках крупнейших ритейлеров, таких как «Вкусвилл», «Азбука вкуса», «Перекресток», Globus и Auchan — более чем в 1300 магазинах и 90 городах России, а также за рубежом — в Эстонии, Латвии, Венгрии. Уже ведутся переговоры о поставках в Чехию и Германию, а также подписан договор о выпуске продукции из собственного сырья в США. В компании делают ставку именно на офлайн-ритейл.
«На данный момент мы производим два типа продуктов: растительные джерки — готовый к употреблению снек — кусочки растительного вяленого мяса со вкусом говядины, баранины и грибов, и растительные стрипсы — растительный белок в сухом виде с волокнистой структурой, похожей на филе курицы и говядины, — пояснила Юлия Марсель, сооснователь и директор по маркетингу Greenwise. — В конце августа мы введем в линейку еще два продукта: охлажденное растительное куриное и говяжье филе. До конца года в наших планах запустить еще несколько новых продуктов: растительные котлеты и фарш, стейки и кусочки бекона».
В России готовы пойти еще дальше и печатать белок на 3D-биопринтере. В сети ресторанов KFC заявили, что ведут разработку полуфабрикатов из искусственного мяса, изготовленного с помощью биопринтера совместно с биотехнологической лабораторией 3D Bioprinting Solutions, основанной «Инвитро».
Новинку обещают протестировать уже осенью. Правда, в «крафтовом» мясе от KFC все-таки будут клетки куриного белка.
Авторы эксперимента обещают, что напечатанные на 3D-биопринтере куриные наггетсы по вкусу будет невозможно отличить от обычных, но при этом они будут более экологичными. Крафтовое мясо содержит те же микроэлементы, что и обычное, но при его производстве исключается попадание в конечный продукт различных добавок, допустимых в традиционном фермерстве и животноводстве, поэтому продукты на основе клеточного мяса более экологически чистые и более этичные — при их производстве исключается нанесение вреда животным, говорится в пресс-релизе компании.
Основная аудитория такого мяса — веганы, число которых растет. Это люди, отказавшиеся от мяса из сочувствия к животным либо по медицинским причинам. «Есть ощущение, что вегетарианцев и веганов становится все больше, — отмечает Юлия Бондарчук. — Их много в моем окружении, и я знаю, что они тщательно следят за балансом нутриентов и витаминов, за содержанием белка в своем рационе. То есть они не просто едят траву, как многие думают».
Популярности растительного мяса на руку тренд на экологичность. Ведь чтобы разводить крупный рогатый скот или птицу, требуются огромные ресурсы, начиная с территорий под пастбища и заканчивая тратой воды и электричества. Животноводство — виновник 18% всех парниковых газов, выбрасываемых в атмосферу. К тому же, потребление белка животного происхождения в мире с ростом населения повышается, а это значит, что через 15-20 лет человечество не сможет обеспечивать себя мясом в достаточном количестве.