Большинство курьеров во время работы на карантине сталкивались с внештатными ситуациями, не прописанными в инструкции. К такому выводу пришли в результате опроса, проведенного службой доставки «Самокат» среди 2,5 тыс. курьеров Москвы и Петербурга. Например, одного из девяти опрошенных курьеров одичавшие от одиночества самоизоляции люди приглашали зайти в дом и присоединиться к трапезе — угощали обедом или ужином.
«Как-то я приехал в элитный жилой комплекс, — рассказал курьер Lamoda Олег Недовольский. — Клиентами оказались молодые люди, которые во время оплаты заказа предложили мне немного сока.
Я отказался, но они настояли и вручили мне сразу 7 литровых бутылок. И добавили, что скоро к ним придет курьер из другой компании, и с ним они тоже поделятся».
Благодарность клиентов выражалась и материально: каждый второй курьер хотя бы пару раз получал чаевые от клиента в размере от 100 до 300 рублей, а почти половина из них несколько раз в месяц получали вознаграждение за быструю доставку. Получить чаевые свыше 1000 рублей, при этом, повезло только 3% опрошенных.
Однако профессия курьера таит в себе много нематериальных бонусов: никогда не знаешь, что ждет тебя за дверью. Так, каждый девятый курьер доставлял заказ знаменитости и мог претендовать на автограф или фото со звездой. Три четверти доставщиков хоть раз встречали человека, который принимал заказ в нижнем белье — на карантине люди расслабились и настолько привыкли к виду курьера, что не считали нужным или просто забывали одеваться для того, чтобы встретить его у двери.
«Как-то клиентка попросила меня передать заказ через окно, — поведала курьер Дарья Кузнецова. — Благо, это был 1 этаж. Иногда приходилось ловить сбежавших котов — видимо, им было невмоготу сидеть взаперти. Иногда заказ принимали дети: общалась с ними как со взрослыми, более официально — они сразу делали важный вид».
Треть опрошенных курьеров уже знают некоторых клиентов по имени, а каждый пятый на работе обзавелся дружескими знакомствами.
4% респондентов даже вступили в романтические отношения, будучи при исполнении. «Дело шло к ночи, когда я вез очередной заказ. Навстречу мне шла девушка, — рассказал свою историю знакомства курьер Александр Колосов. — Я как настоящий джентльмен предложил ей помочь с сумками. Спустя несколько дней мы случайно встретились возле ее подъезда и разговорились. Вот уже почти три месяца живем душа в душу».
Кроме того, треть курьеров становились свидетелями чрезвычайного происшествия и могли проявить героические качества. «Как-то раз я спускался в лифте вместе с беременной девушкой и собакой, — поделился жизненным опытом курьер Сергей Карташов. — Вдруг у девушки отошли воды и начались схватки. Я позвонил, вызвал «скорую». Все время находился рядом с ней, пока не приехали врачи».
Выручать при ЧП приходилось некоторым курьерам. «Ближе к полуночи приходит заказ, я еду на него, звоню в домофон и слышу, что мужчина говорит что-то про ключи, — удивился курьер Арман Назарян. — Поднимаюсь на этаж и вижу, что ключи висят на двери, а мужчина просит открыть дверь».
Оказалось, что мужчина заказал доставку, чтобы ему помогли открыть дверь. Как до этого дошло — история умалчивает.
Самая распространенная внештатная ситуация во время работы курьера — ошибка в названии адреса доставки. С ней сталкивался каждый второй опрошенный. Курьер Азамжон Рахмаджонов как-то приехал по адресу в гостиницу. На ресепшне ему сказали, что такого клиента нет и доставку они не ждут. Выяснилось, что вызвавший курьера человек по ошибке указал в адресной строке Москву, хотя на карантин уехал домой в Санкт-Петербург. «В качестве извинений он предложил мне съесть мороженое, которое было в заказе», — уточнил Рахмаджонов.
Юмор проявляли не только клиенты, но и сами курьеры. «Как-то раз во время заказа в дождь из-за резкого торможения упал прямо перед прохожим, — пояснил курьер Илья Арабаджиев. — Он долго смотрел на меня, а я — на него. Я не придумал ничего умнее, чем показать класс и сказать: «Опа, трюк!» Он посмеялся, помог мне подняться и попросил больше не показывать такие опасные трюки».
А кто-то и вовсе вызывал курьера ради шутки. «Один пранкер из TikTok решил проверить возможности курьера и заказал 50 литровых бутылок воды, — рассказал курьер Кирилл Васильев. — Мы его обломали: привезли заказ на каршеринге. Он вышел, чтобы снять видео на телефон, и спросил, не тяжело ли нам было все это везти. Мы рассказали блогеру про машину, но он все равно выложил видео у себя в профиле».