На фоне пандемии COVID-19, которая на глобальном уровне никак не идет на спад, одним из главных вопросов остаются меры предосторожности, которые призывают соблюдать политики разных стран: практически везде людей просят или обязывают носить защитные маски для предотвращения распространения инфекции. Однако сами мировые лидеры не всегда следуют своим призывам. Мировые лидеры разделились на тех, кто носит маску на публике, и на тех, кто этого не делает.
Вопрос о маске накануне был поднят на пресс-конференции, которую давали совместно канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон во дворце Мезеберг — это была их первая встреча после карантина. «Можно заметить, что вас никогда нельзя увидеть в маске. Почему?» — спросил у Ангелы Меркель германский журналист. На что она ответила, что не носит маску, если есть возможность дистанцироваться от других людей.
«Если я следую правилам социального дистанцирования, мне не нужно надевать маску, — сказала Меркель. — Но когда я этим правилам не следую, например, когда иду в магазин, то мы с вами там точно не пересекаемся. Иначе вы бы увидели меня в маске. Но я не скажу вам, в какие магазины хожу». Впрочем, многие жители Берлина и так это знают — в конце марта, например, Меркель порадовала горожан, увидевших ее в одном из супермаркетов города с бутылкой вина и упаковкой туалетной бумаги — в то время как люди в панике сметали продукты и предметы гигиены с полок.
Ангела Меркель на встрече с Макроном действительно держалась социальной дистанции — французскому президенту она жестом предложила держаться подальше, а в виде приветствия сложила ладони у груди в жесте «намасте».
Эммануэль Макрон во время визита в Германию тоже не был замечен в маске, однако в разгар эпидемии в Европе он регулярно появлялся на публике, используя это защитное средство — уже 25 марта он прибыл в военный госпиталь в Мюлузе, и ему выдали респиратор.
А в мае он продемонстрировал, что носить маску — это патриотический жест, когда приехал в начальную школу на западе Парижа в темно-синей тканевой маске, на угол которой был нашит крохотный французский флаг. Он объявил, что она сделана во Франции на фабрике трикотажных изделий Chanteclair и стоит 4,92 евро. Когда один из учеников школы, увидев президента с закрытым лицом, спросил, кто это, рассказывает AP, он быстро приподнял маску, а потом сказал детям, что вообще-то должен помыть руки, поскольку потрогал ее.
Одной из первых пример бережного отношения к своему и общественному здоровью продемонстрировала в конце марта президент Словакии Зузана Чапутова — она стала практически иконой стиля коронавирусной эпохи после того, как в конце марта пришла на церемонию инаугурации обновленного кабинета министров в платье цвета фуксии — и маске в тон. После этого она не раз появлялась на публике в масках, которые были подобраны под костюм — они могли быть с цветочным принтом или однотонными.
В США, где вопрос ношения маски стал политическим, многие, и главным образом республиканцы, долгое время отказывались носить защитное средство в знак протеста против попирания их свобод, — настоящая масочная война разразилась между президентом Дональдом Трампом и спикером палаты представителей Нэнси Пелоси.
Первый отказывается носить маски, вторая подбирает их под цвет нарядов, повязывая, впрочем, скорее, шейные платки на лицо. Чем вызывала одобрение соратниц по борьбе — например, в середине мая Хиллари Клинтон выложила в Instagram снимок члена Демократической партии Нэнси Пелоси в розовом брючном костюме и такого же оттенка маске. «Лидер парламентского большинства и комбинирования маски с брючным костюмом», — подписала снимок Клинтон.
Теперь, однако, и республиканцы призывают Дональда Трампа показать пример нации на фоне резкого роста числа новых заболевших COVID-19 — и начать носить маску. «Я думаю, если бы президент носил ее, это просто показало бы хороший пример. Он был бы хорошим образцом для подражания. Я не вижу ничего унизительного для президента в том, чтобы носить маску на людях», — сказал сегодня утром соведущий дружественной Трампу программы «Fox&Friends» Стив Дуси во время интервью с Ронной МакДэниэл, главой Республиканского национального комитета.
Однако до сих пор президент США категорически отказывался прикрывать лицо. Он настаивал, что президент в маске будет смотреться нехорошо. Немного позже он заявил The Wall Street Journal, что «маска — это меч с двойным лезвием». По мнению Трампа, защита на лице делает людей «слишком дерзкими».