На фоне расовых протестов в США после гибели нескольких темнокожих от рук полицейских модели с темным цветом кожи начали все чаще признаваться в дискриминации, с которой сталкиваются за кадрами съемок или за кулисами модных показов.
Несмотря на то, что вот уже несколько лет мир моды борется за разнообразие на подиуме – дизайнеры и бренды регулярно подвергаются критике, если в их шоу доминируют белые модели и не хватает девушек размера «плюс», — на практике выясняется, что мужчины и женщины с африканскими корнями продолжают чувствовать себя униженными в гримерных.
Об этом, в частности, рассказала в интервью изданию Dazed одна из основательниц Instagram-аккаунта Shit Model Management («Дерьмовый модельный менеджмент») – анонимная модель, которая с 2016 года вместе с коллегой рассказывает людям неприятную правду о модельном бизнесе.
Сейчас девушки запустили кампанию по сбору средств для Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения – они продают футболки со своим логотипом, и вырученные средства отправляют на поддержку борьбы темнокожих за свои права.
Как рассказала Dazed одна из моделей, их платформа поддерживает всех, кто работает в индустрии, и публикует любые истории, связанные с унижением и давлением по отношению к девушкам. И, разумеется, среди них часто попадаются жалобы на откровенный расизм.
«Эти заявления не только продолжают удивлять и шокировать – они еще и разбивают мне сердце, — рассказывает основательница скандального аккаунта. — Один случай меня потряс. Рассказал мужчина-модель: «Я был единственной моделью, которой не помогли надеть наряд для подиума. Визажист посмотрел на меня с таким отвращением, будто мне там вообще было не место». Это неправильно, когда члены команды унижают моделей из-за цвета их кожи, а это происходит слишком часто».
Расистский скандал в модельном мире прогремел уже в разгар протестов в США, начавшихся после смерти афроамериканца Джорджа Флойда 25 мая.
Бывший главный редактор французского Vogue Карин Ройтфельд, влиятельная фигура в мире моды, выложила в соцсети снимок со своей подругой, американской моделью южносуданского происхождения Анок Яй. В подписи говорилось: «Скучаю по тебе». Однако дальше Карин Ройтфельд добавила, что для нее Анок не темнокожая женщина, а подруга.
Это было расценено как проявление расизма — в США считается оскорбительным для темнокожих, когда белые игнорируют их происхождение. Позже Карин Ройтфельд опубликовала пост с извинениями, в котором назвала свое высказывание бесчувственным и объяснила, что, попытавшись выразить любовь к подруге, оказалась глуха к чувствам темнокожих.
Позже Анок Яй написала колонку для журнала The Opra Magazine, в которой призналась, что с расизмом сталкивалась с детства – уже после переезда в США. Она рассказала, как больно ей было каждый раз слышать слово на букву «Н» и как она надеялась, что в модельном бизнесе не будет сталкиваться с дискриминацией. Однако это оказалось не так – по словам Анок Яй, темнокожим моделям регулярно приходится отстаивать себя за кулисами показов.
В своем эссе Анок Яй заявила, что тем, кто работает в модном бизнесе, нужно срочно заниматься самообразованием.
«Похоже, индустрия полагается на темнокожих, рассчитывая, что мы будем учить их — как будто мы должны, — написала модель. – Темнокожие модели не обязаны обучать профессионалов, как работать с нашими волосами и кожей, день за днем. Мир меняется у вас на глазах, и мы больше не будем терпеть нетерпимость».
На то, что визажисты приходят неподготовленными к работе с темнокожими моделями, пожаловалась и другая манекенщица — британка Леоми Андерсон. «Один из самых показательных случаев был несколько лет на Неделе моды в Нью-Йорке, — рассказала она журналу Grazia. — Визажист предложила мне сесть к ней, чтобы она меня накрасила, но когда я села, оказалось, что из 30 оттенков тонального крема только один более-менее подходил к тону моей кожи, но все равно был слишком светлым. Она принялась смешивать его с тенями, с другими тональниками – но когда я ее спросила, есть ли у нее хоть какой-то продукт, который мне подойдет, она сказала «нет».
Леоми Андерсон рассказала, что в тот момент она достала свою собственную косметичку. «Я показала ей, как нужно меня красить, и использовала это как возможность чему-то ее научить, но я не должна была это делать», — пожаловалась Леоми Андерсон.