Наоми Кэмпбелл отмечает юбилей — супермодели, старт карьеры которой пришелся на конец 80-х, исполняется 50 лет. Одна из шестерки главных супермоделей 90-х, первая темнокожая женщина на обложках Vogue разных стран, муза Азеддина Алайи и Ива Сен-Лорана своим успехом обязана не только бесконечно длинным ногам: все ее детство складывалось так, что она просто должна была сделать артистическую карьеру. И пусть оказалось, что она не слишком сильна как певица или писательница — ее роман «Лебедь», вышедший в 1994-м, собрал плохие отзывы, да и написан был не ей, а музыкальный альбом «Baby Woman» того же года имел успех только в Японии. Как модель и борец за права темнокожих Наоми Кэмпбелл весьма и весьма преуспела.
Взлет карьеры Наоми Кэмпбелл оказался весьма стремительным. Она родилась на юге Лондона — мать девочки была танцовщицей ямайского происхождения и много ездила с гастролями по Европе, а отца она никогда не знала (он бросил ее маму на четвертом месяце беременности, и его имени в свидетельстве о рождении нет). В возрасте семи лет Наоми Кэмпбелл снялась в клипе Боба Марли «Is This Love», в 12 станцевала в клипе группы Culture Club, в 13 начала заниматься балетом в Академии театральных искусств Italia Conti, а в 1986 году, когда Наоми Кэмпбелл не исполнилось еще и 16-ти, скаут модельного агентства Synchro Бет Болдт увидела девочку на улице во время похода по магазинам в районе Ковент-Гарден и предложила стать моделью.
«Я помню день, когда меня заметили на улице, — написала Наоми Кэмпбелл в своей колонке для The Guardian в 2016 году. — Это был теплый апрельский день, я гуляла с друзьями после школы. Трое из нас были одеты в форму Italia Conti — голубая юбка в «гусиную лапку», темно-синий джемпер с V-образным вырезом, рубашка, блейзер, галстук».
По воспоминаниям Наоми Кэмпбелл, внезапно к ней подошла женщина и спросила, не думала ли она когда-нибудь о моделинге.
«Моей непосредственной реакцией было удивление и воодушевление, — пишет модель. — Но когда я сказала маме, ей эта идея не понравилась. Мы все слышали страшные истории о девочках, к которым подходили, а потом они платили огромные деньги за фотографии, которые никуда дальше не шли».
Однако девочка маму не послушала — несколько недель спустя 15-летняя Наоми встретилась с Бет Болдт, и та сфотографировала ее на крыше дома — прямо как была, в школьной форме. В конце концов мама убедилась, что дочь может стать моделью, однако настояла, что работа не должна помешать сдать экзамены. Наоми Кэмпбелл подписала контракт с Synchro — и вскоре уже летела в Новый Орлеан сниматься для британского Elle.
В 16 лет Наоми Кэмпбелл начали приглашать сниматься в Париже. В одну из поездок случился неприятный инцидент — у девочки украли все деньги. «Никто не предупредил меня, что ценные вещи нужно прятать, и я потеряла все, — вспоминала Наоми Кэмпбелл. — В Париже я никого не знала. Аманда Казале, которая снимала в тот день, предложила мне поехать с ней. Но сначала ей нужно было заехать к одному дизайнеру — почему бы мне не пойти с ней? Так я встретила Азеддина Алайю».
Девушка, разумеется, не знала, что это знаменитый французский модельер — однако он проникся к ней симпатией и предложил пожить у него. «Он поговорил с моей мамой по телефону по-французски, и на следующий день я переехала в его дом на Рю де Парк-Рояль. До того моя жизнь в Париже представляла собой ежедневный круг — поход в студию, возвращение в отель, душ, заказ еды в номер, телевизор, сон. Но после этого всякий раз, оказываясь в Париже, я оставалась У Азеддина».
Модельер, которому тогда было за 50, стал для Наоми Кэмпбелл отцом, которого она никогда не знала: она называла его «Papa» («папочка», он ее — «Ma fille» («моя дочь»).
Конец 80-х не был простым для модели африканского происхождения: Наоми Кэмпбелл, как она сама выражается, на съемках нужно было быть «дважды лучшей».
Старания привели к тому, что в 1987-м она впервые снялась для обложки британского Vogue — фотографом стал знаменитый Патрик Демаршелье. Съемка была пробной — редакторы хотели посмотреть, что получится. Получилась первая обложка Vogue с темнокожей моделью с 1966 года.
После этого были съемки для обложек итальянского и французского выпуска изданий. В 1989-м в сентябре вышел номер американского Vogue с лицом Наоми Кэмпбелл.
Во многом в начале карьеры Наоми Кэмпбелл помогала дружба — вместе с другими супермоделями, Кристи Терлингтон и Линдой Евангелистой, они составляли знаменитую Троицу, где подруги раз за разом настаивали, что если в показе не будет участвовать темнокожая Наоми, то и они не пройдут по подиуму.
В 1990 году наступила эра супермоделей — ее провозгласил журнал Interview, вышедший со знаменитым черно-белым снимком на обложке, сделанным Питером Линдбергом. Помимо Наоми Кэмпбелл, на ней были Кристи Терлигтон, Линда Евангелиста, Татьяна Патиц и Синди Кроуфорд. Позже шестерку супермоделей закроет Кейт Мосс.
Сейчас Наоми Кэмпбелл продолжает работать — и ведет YouTube-канал, для которого берет интервью, рассказывает о своем восхищении Нельсоном Манделой и учит дезинфицировать самолетные кресла.