Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Стогов не мечут»: как на Руси отмечали Ильин день

Как на Руси отмечали Ильин день

2 августа в России отмечается День ВДВ, но в древности не слышали о таком празднике. Зато с почтением относились к Ильину дню, одному из важнейших в году для крестьян. На Илью они аккуратно соблюдали все запреты и совершали жертвоприношения в надежде задобрить грозного святого, повелителя молний и покровителя урожая.

«На Илью до обеда — лето, после обеда – осень», «До Ильи мужик купается, а с Ильи с водой прощается», «С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна», «До Ильи поп дождя не намолит, после Ильи и баба фартуком нагонит»: все эти народные приметы связаны со 2 августа. Ильин день на Руси всегда был одним из важнейших праздников года: несмотря на то, что в наши дни его определенно затмевает День ВДВ, когда десантники показывают, что холодной воды не боятся, и сегодня в России часто вспоминают, что на самом деле 2 августа наступает день Ильи-пророка.

С этим праздником, посвященным одному из главных христианских святых, на Руси было связано множество крестьянских поверий. Илья-пророк — повелитель грома, небесного огня и дождя, покровитель урожая и плодородия, грозный святой, который ездит по небу на золотой колеснице – требовал от крестьян уважения и подчинения, так что их благосостояние зависело от того, как они будут вести себя в этот день.

Перед Ильиным днем в деревнях пекли хлеб или специальное обрядовое печенье, а когда приходил праздник, старались воздержаться от любой работы – труд в этот день приносил вред, а не благо.

Не разрешалось ходить не только в поле, где к Ильину дню заканчивался сенокос, но даже в огород – крестьяне боялись, что если сделать это, огурцы сгниют, а капуста станет мягкой – что тогда они будут заготавливать на зиму. Кстати, до Ильина дня огурцы собирать запрещалось, равно как и горох.

«На Илью стогов не мечут — спалит Илья грозой», — гласит поговорка, предостерегавшая не в меру работящих крестьян от труда на Ильин день. В народе верили: если нарушить запрет и проявить непочтительность к грозному святому, можно погубить весь урожай. Илья-пророк, по поверью, мог сурово наказать — наслать проливные дожди на поля, поджечь молнией сено, хлев или дом, убить громом. Сгореть могло не только отдельно стоящее здание – пожаров боялись всей деревней, поэтому крестьяне строго следили за тем, чтобы соседи не появлялись в поле или на огороде. В деревнях до сих пор можно услышать страшные истории о том, как наказывает Илья-пророк за непослушание — не зря его считают грозным святым.

Боялись крестьяне в Ильин день и диких зверей – поэтому, не выходя в поле сами, не пускали туда и скотину. Они верили: в этот праздник нечистая сила вселяется в диких зверей, которые могут растерзать домашний скот. По той же причине на Илью не пускали в дом собак и кошек — они тоже могли оказаться одержимы бесами. По другому поверью, скот не выгоняли в поле просто потому, что это тоже работа, которая может рассердить повелителя дождей и молний — и рассерженный Илья, в образе которого, конечно, много от языческого Перуна, поразит громом и скотину, и пастуха.

Существовала на Ильин день и традиция жертвоприношений, которая может напомнить тем, кто читал Ветхий завет, о том, что заповедовал Бог делать иудеям. Древние евреи приносили в Храм телят, ягнят, голубей, пшеницу. Русские крестьяне на Илью-пророка делали практически то же самое.

В Вятской губернии в Ильин день крестьяне приносили в церковь ногу барана, мед, колосья свежей ржи и зеленый горох: часть из того, что они жертвовали, оставалось в храме, остальное они уносили домой и съедали.

Жертвоприношение было тесно связано с другой крестьянской традицией — общей трапезой, начинавшейся с заклания быка или барана.

Этот обряд Ильина дня известен как «мольба», «жертва», «мирская складчина», «братчина»: крестьянская община заранее покупала животное вскладчину и выкармливала его, чтобы зарезать на Илью, предварительно освятив и отслужив молебен. В разных регионах России в качестве жертвенного животного выбирали разные виды домашнего скота: в Олонецкой губернии это был нехолощеный бык, в Пермском крае — или бык, или теленок, в Калужской губернии — молодой барашек.

Мясо варили в котле, а после ели на улице все вместе — причем участвовать в трапезе могли и жители деревни, и гости, и даже нищие. Кровью жертвы мазали глаза и лоб, а детям — щеки: считалось, что сила и здоровье животного передастся людям.

Сегодня традиции празднования, разумеется, утрачены, а климат изменился настолько, что в этом году купаться в Центральной России и на севере нельзя было и до Ильи – что уж говорить о том, что будет после 2 августа. Однако крестьяне, да и жители городов, по-прежнему зависят от погоды.

Новости и материалы
Стало известно, сколько «Спартак» готов потратить на трансферы
Транспортный налог в Москве будут повышать на 10% в год
Юрий Николаев ответил на слухи о коронавирусе
Кота, которому искали новую семью, украли из зоомагазина в Москве
Журналист призвал генсека НАТО не питать иллюзий относительно Украины
В ВСУ признали закон о мобилизации несправедливым
Патрушев заявил, что США и ЕС оказывают давление на прикаспийские государства
В Челябинске произошел пожар в одной из местных школ
Правительство установило дифференцированные выплаты при ранениях на СВО
Игра LEGO Horizon Adventures не впечатлила критиков
Шольц призвал избежать обострения украинского конфликта
Арестованного за взятку ректора ВГУ заподозрили в распространении порно
«Бургер кинг» подался в IT
Российские хирурги спасли недоношенную девочку, установив ей кардиостимулятор
Московские врачи спасли мужчину, у которого разорвалось сердце
Бойцы ВСУ из теробороны бросили свои позиции в Курской области
В МИД Армении выразили надежду на согласование мирного договора с Азербайджаном
В Москве завершились съемки спин-оффа «Беспринципных»
Все новости