Ровно 115 лет назад родился один из главных художников-сюрреалистов XX века — Сальвадор Дали. Эксцентричного художника всю жизнь окружали не менее яркие творческие личности – деятели литературы, художественного искусства и кинематографа. Кого-то из них Дали шокировал, кого-то – очаровывал.
Одним из образцов для подражания в начале своего пути молодой испанец считал своего соотечественника, Пабло Пикассо. Впервые приехав в Париж в 1926 году, Сальвадор Дали первым делом отправился к мастеру, а не в Лувр, о чем не преминул упомянуть при встрече с основателем кубизма.
«И правильно сделали!» — ответил ему Пикассо. Четверть часа Пабло Пикассо разглядывал картину «Девушка из Фигераса», которую принес с собой Дали. После этого он отвел Сальвадора в свою мастерскую и два часа демонстрировал ему свои полотна. На первой же встрече Дали получил пусть и молчаливое, но одобрение своего творчества от мастера, на которого равнялось все молодое поколение художников.
Пикассо помогал молодому соотечественнику и позже: известно, например, что он проспонсировал первую поездку Сальвадора Дали в США.
Правда, в 30-е годы XX века пути художников начали расходиться. Причиной тому стала политическая позиция, проявившаяся в реакции на гражданскую войну у них на родине: покинувший Испанию Пикассо поклялся не возвращаться, пока не падет франкистский режим, а Дали неоднократно высказывался в поддержку диктатора Франко. При этом вплоть до самой смерти Пикассо в 1973 году Дали высоко оценивал творчество мастера: «Дали — не великий художник. Титул этот по праву принадлежит Пикассо. За ним идет Миро и только после — я».
Сальвадор Дали находил вдохновение не только в работах других художников: известно, например, о его увлечении идеями Зигмунда Фрейда. В 1938 году Стефан Цвейг познакомил художника с его кумиром. Дали хотел поделиться своими мыслями о паранойе и убедить отца психоанализа в научности своей работы.
После встречи Фрейд описал Дали как типичного испанца и абсолютного фанатика, что, кажется, даже пришлось по душе самому художнику-сюрреалисту.
Тем не менее, «бесспорное техническое мастерство» Дали заставило Фрейда пересмотреть свои взгляды на творчество сюрреалистов.
Испанский художник не ограничивался лишь изобразительным искусством и успел попробовать себя в кинематографе. Альфред Хичкок, режиссер триллера «Завороженный», для которого Сальвадор Дали «оживил» на киноэкране сны героев, рассказывал о своем опыте работы с сюрреалистом: «У Дали был ряд странных идей. Например, он хотел, чтобы статуя в кадре треснула, словно яичная скорлупа, а изнутри выползли бы муравьи. Под ними была бы Ингрид Бергман, вся в этих муравьях! Это было невозможно».
Еще один крупный голливудский деятель того времени, Уолт Дисней, сблизился с Дали после совместной работы над проектом «Destino». Несмотря на то, что мультфильм увидел свет лишь в 2003 году, Уолт Дисней и Сальвадор Дали стали друзьями.
Актриса Миа Фэрроу стала близкой подругой Сальвадора Дали в 1963 году. На одной из вечеринок в Нью-Йорке у ног юной актрисы села черная пума, питомец Дали. Эксцентричный художник сделал необычный подарок актрисе после ее свадьбы с Фрэнком Синатрой. Он состоял из камня и внутренностей лягушки. Однажды, когда Миа Фэрроу пожаловалось Сальвадору Дали на одолевшую ее скуку, сюрреалист посоветовал актрисе носить обувь необычным способом: надевая правый ботинок на левую ногу и наоборот.
Несколько дней спустя актриса поблагодарила Дали за совет, который, по её словам, «позволил ей посмотреть на жизнь по-новому».
Самым близким другом Сальвадора Дали долгое время оставался Фредерико Гарсиа Лорка. Отношения поэта и художника проходили самые разные периоды, от совместного пребывания в родном для Дали Фигерасе, где Лорка стал главной музой Дали, до разрыва в 1928 году. Поэт тяжело переживал завершение дружбы: «Я вел себя как неприличный осел, с тобой — лучшим, что у меня есть. С каждой минутой я понимаю это все яснее и очень обо всем жалею».
Лорка и Дали продолжали поддерживать переписку вплоть до расстрела Лорки в 1936 году. Одна из медсестер, которая ухаживала за Сальвадором Дали в последние дни его жизни, рассказала, что единственным предложением, которое повторял ослабевший художник, было «Мой друг Лорка».