Костюм для фигурного катания — это вещь, которую, как сани, начинают готовить летом. Наряды для фигуристок создают маленькие ателье и крупные модные дома, и иногда тройной тулуп спортсмена не так запоминается, как феноменальное платье, инкрустированное стразами и расшитое золотыми нитями. То самое платье, что начали создавать за полгода до соревнований, — запоминающееся, удобное, но дорогое. Потому что создание костюма для фигурного катания требует крупных вложений.
Для серьезного конкурса самые дорогие платье, плотные колготки и коньки суммарно обойдутся более чем в 150 тысяч рублей, если приобретать их в специализированном онлайн-магазине. Больше всего потратиться придется на фигурные ботинки и лезвия, которые в мире большого льда продаются раздельно.
Впрочем, выполненный на заказ костюм может стоить и 300 тысяч рублей — все зависит от фантазии дизайнера и желаний фигуриста.
История фигурного катания знает случаи, когда шить наряды для спортсменов брались даже дизайнеры из мира большой моды — такие как Вера Ванг. До того как заинтересоваться одеждой haute couture, Ванг сама занималась фигурным катанием, поэтому она с большой радостью создала костюм для американки Нэнси Кэрриган к Олимпийским играм 1994 года в норвежском Лиллехаммере. Неизвестно, во сколько команде фигуристки обошлась услуга дизайнера самых известных свадебных платьев в мире, но усыпанный стразами наряд и прекрасная техника принесли Кэрриган серебряную медаль.
Вера Ванг стала дизайнером костюма еще одного серебряного медалиста, но уже в этом году в Пхенчхане. Американец Нейтан Чен выступал в полностью черном костюме с белым геометричным воротником.
В феврале Пхенчхан увидел еще один дизайнерский костюм — на итальянке Каролине Костнер, который для нее создал дизайнерский дом Roberto Cavalli. На ярко-красном платье с элегантными оборками и стразами было еще и по глубокому разрезу спереди и сзади. К счастью, никаких лишних частей тела Костнер не продемонстрировала.
Кстати, чтобы костюм не сочли слишком откровенным и вызывающим, за что независимо от качества выступления сразу снимаются два очка, дизайнеры делают на открытых частях тела вставки телесного цвета. По правилам спортивных ассоциаций, костюм должен закрыть в общей сложности 50 процентов тела спортсменки.
У француженки Габриэллы Пападакис, впрочем, несмотря на созданное по этим правила платье, все-таки случился конфуз. В этом году на Олимпийских играх в Пхенчхане она выступала вместе со своим партнером по танцам на льду Гийомом Сизероном. Тяжелый костюм с большим количеством страз и бисера держался только на застежке на шее.
Во время выступления пары камеры журналистов зафиксировали момент, когда яркий наряд перестал плотно прилегать к телу, и мир увидел грудь будущей серебряной медалистки.
Ничего страшного в этом не было, но стало понятно, что вставки на костюмы были придуманы не просто так.
Несмотря на то что судьи должны запомнить образ девушки или молодого человека, лучше все-таки делать упор на программу, а не на количество декора. Если что-то пришить или даже приклеить недостаточно крепко, элементы костюма начнут отлетать прямо на льду, и штрафы гарантированы.
Никаких других ограничений для творческой мысли дизайнера при создании наряда при этом нет — разве что приходится учитывать вес украшений. Но это делают не всегда. Американский танцор на льду Джони Вейр однажды рассказал, что из-за большого количества тяжелых страз наряда он «катал» на себе целый килограмм костюма во время исполнения программы. И это только то, что находится снаружи — а ведь зачастую суеверные фигуристы просят швей зашить в костюм свои талисманы на удачу, и они не всегда маленькие и незаметные, как пайетки.
Изучая историю костюма для фигурного катания, легко заметить, что в последнее время дизайнеры ушли от опасных перьев и ниток бисера в сторону более лаконичных и в прямом смысле технологичных моделей — ведь ничто не должно помешать фигуристке победить.
Высокие технологии используются даже при изготовлении тканей. Например, материал для платья чемпионки Европы и мира Евгении Медведевой на Олимпийских играх в Пхенчхане 2018 был изготовлен на 3D-принтере.
Тогда в командном турнире она поставила рекорд мира в своей дисциплине в темно-синем наряде с белым градиентом и стразами — узор из них составил миниатюрную копию Млечного Пути.
Костюм фигуристки должен быть не только красивым, но и безопасным, потому что никто не хочет, чтобы фигуристку били по щекам детали ее же наряда. В таком экстремальном виде спорта слишком многое может пойти не так: юбка может застрять в коньке, а на нитке бисера можно упасть в самый низ турнирной таблицы. Именно с целью предотвратить подобные инциденты проводят примерки, в потенциальных костюмах для соревнований репетируют, делают финальные поправки и только потом пускают на большой лед.
С учетом всех тонкостей судейства данного вида спорта, нужно, чтобы «костюмчик» не просто сидел — вся экипировка спортсмена должна быть облегающей, как вторая кожа. При всей зрелищности и красоте фигурного катания, то, о чем всегда помнят профессионалы индустрии, скрыто от посторонних глаз. Любое платье — это, прежде всего, спортивная форма, и уже потом — способ самовыражения.