С музыкальным движением k-pop западный мир познакомился в 2012 году после выхода вирусного хита Gangnam Style певца PSY. Клип на сингл стал самым просматриваемым в истории видеохостинга Youtube и удерживал первую позицию в этом рейтинге в течение пяти лет — на сегодняшний день его посмотрело более 3 миллиардов человек. Именно в 2012-м все заинтересовались словами песни и узнали, что Гангнам — один из самых престижных районов Сеула, туристический рай и совершенно неизведанная Западом территория. После такого успеха PSY открылась дорога и другим исполнителям из Южной Кореи, которые привезли в Америку и Европу не только зажигательные шоу, но и уличную моду, азиатскую косметику и еду. Южная Корея стала глотком свежего воздуха для тех, кто устал от заунывных песен популярных американских певцов, а танцевальные музыкальные стили и тексты на корейском завоевали сердца слушателей.
Как же так получилось, что весь мир заслушивался песнями, из которых не понимал ни строчки?
Опыт корейских продюсеров показал, что достаточно добавить в припев два-три слова на английском, чтобы слушатели могли подпевать.
Эксперты по k-pop, — да, они есть, — говорят, что этот жанр был создан для мировой славы: ультрамодная одежда, «качающий» запоминающийся бит и сложная хореография номеров.
Их популярность сегодня сравнивается с повальным увлечением Backstreet Boys и N-Sync в 90-х.
Никаких глубоких смыслов, все тексты в переводе про любовь или амбиции — типичная «попса» с азиатским колоритом, но затягивает она сильно. В то время как остальная музыкальная элита пыталась изменить мир революционными текстами и видеороликами в стиле «артхаус», пришли группы мальчиков и девочек с розовыми и голубыми волосами, которые улыбались, танцевали и веселились. Говоря короче, кей-поп отвлек своих слушателей от повальной мировой рефлексии.
Участницы K-pop группы GFriend во время репетиции в Сеуле, 2014 год
Kim Hong-Ji/ReutersВыступление на церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2018 года доверили таким популярным группам, как BIGBANG, Red Velvet, Black Pink, Girl's Day и многим другим. Примечательно, что за основу для нарядов на церемонии награждения были взяты корейские народные костюмы, а вот развлекать публику со всего света доверили кей-поперам.
С одной стороны, это принципиально новое движение ультра-молодых и красивых людей, а с другой, их популярность — отражение неудобных реалий: никто не хочет видеть болезни и страдания, ведь танцевать и давать друг другу «пять» куда приятнее.
Понять, что перед вами k-pop группа, даже без знания языков стран Азии не составит большого труда. Ее легко узнать по следующим признакам: на сцене очень много людей — в одном коллективе может быть до 10 исполнителей, на каждом участнике надета вся модная одежда разом — чувство меры местным стилистам не знакомо, — молодые люди накрашены и зачастую ложатся под нож хирургов, поскольку все должны быть максимально привлекательными, а не только талантливыми. С участниками коллективов занимаются танцами буквально с подросткового возраста, чтобы у тех сформировалось привлекательное телосложение, а всех участниц взвешивают еженедельно, чтобы те соответствовали стандартам.
Размер «плюс» в кей-попе появится еще нескоро.
Когда в Корею пришла западная культура? После десятилетий режима военной диктатуры в 1992 году Южную Корею посетила демократия, вместе с первым гражданским президентом на страну обрушилось культурное наследие США. Все лучшее из популярной культуры XX и XXI веков было усвоено населением за 20 лет, а перенимать музыкальные стили начали уже в начале 90-х. До этого в Южной Корее пели в основном слащавые баллады, но после просмотра клипов Майкла Джексона и N-Sync исполнители принялись за рок и хип-хоп. Пионерами корейского поп-музыки можно назвать группу Seo Taiji & Boys: их дебютный сингл I know («Я знаю») поверг публику в состояние шока, а их успех быстро стал называться «феноменальным».
На сегодняшний день в Южной Корее существует три главных музыкальных продюсерских компании: S.M. Entertainment (контракты с ними подписаны у группы Girls' Generation и Exo), лейбл YG Entertainment делает ставку на хип-хоп артистов (2NE1, популярнейших Big Bang и, кстати, PSY) и JYP Entertainment (Wonder Girls). Все вместе они образовали холдинг KMP Holdings, что буквально переводится как «Корейская музыкальная мощь». Теперь без этой «мощи» ни один лейбл не может выпустить новый сингл, наибольшую поддержку оказывают артистам, на подготовку которых ушло наибольшее количество времени. Также KMP владеет самым большим пакетом акций крупнейшего провайдера телекоммуникационных услуг в Южной Корее — Korea Telecom, что фактически делает холдинг монополистом индустрии.
Жанр развивается в космических масштабах, фан-база неудержимо растет не только среди корейской и американской, но уже и русской молодежи. Сможет ли яркое выступление суперзвезд южнокорейской эстрады впечатлить весь остальной мир на Олимпийских играх — узнаем совсем скоро.