В прошлый понедельник французские деятели культуры и искусства потребовали запретить установку неоднозначного памятника в Париже. Монумент в память о жертвах террористических атак работы американского современного художника Джеффа Кунса называется «Букет тюльпанов». Французская газета Libération опубликовала письмо, в котором 24 подписанта, в их числе и бывший министр культуры Франции Фредерик Миттеран, называют произведение скульптуру «шокирующей».
Это произведение современного искусства представляет собой руку, держащую охапку разноцветных тюльпанов, которые выглядят так, будто сделаны из воздушных шаров.
Установить неожиданный подарок власти Парижа предлагали в Токийском дворце и Музее современного искусства, художественном центре в квартале от Эйфелевой Башни.
В письме с воинствующим названием «Нет «подарку» Джеффа Кунса» художники по пунктам приводят доводы о невозможности установки памятника 12 метров в высоту и 8 в ширину в историческом центре города. Художники сказали, что воздвижение «подарка» невозможно осуществить по этическим, демократическим, архитектурным и художественным соображениям.
Отдельным аргументом послужила цена установки памятника, за которую заплатит налогоплательщик: предположительный размер необходимых налоговых сборов составил €3,5 млн.
Письмо закончили фразой «Мы ценим подарки, но не те, за которые нужно доплачивать, безусловные и без скрытых мотивов».
Неделей позже компания, которой принадлежала идея обратиться к Кунсу, чтобы тот создал мемориал в память о жертвах террористических атак 13 ноября 2015 года в Париже, выступила в защиту «Букета тюльпанов». Центр Noirmontartproduction, занимающийся установкой арт-объектов и проведением выставок, заявил, что планирует «пересмотреть оригинальную концепцию и точную фактическую хронологию выполнения работ».
В компании рассказали, что идея обратиться к Джеффу Кунсу с просьбой создать скульптуру в память о жертвах терактов принадлежала бывшему послу США во Франции Джейн Хартли. Художник осмотрел множество мест, где можно водрузить скульптуру, и выбрал пространство между Токийским дворцом и Музеем современного искусства: он планировал позаботиться о том. чтобы размеры произведения и его стиль не контрастировали с окружающей средой. В компании добавили, что мэр Парижа одобрила установку скульптуры. Что же касается денег, которые не хотели платить жители города, то им сообщили, что финансируется проект на средства американских и французских спонсоров.
Для истории это не первый громоздкий презент, от которого вежливо пытаются отказаться получатели. Но не всегда получается.
Похожий на парижский скандал разгорелся в свое время из-за подарка американцам мемориала в память о погибших в теракте 11 сентября 2001 года. 11 сентября в 2006 году в американском Бэйонн Пойнт, штат Нью-Джерси, торжественно открыли монумент «За борьбу с мировым терроризмом». Авторство принадлежит любимому архитектору экс-мэра Москвы Зурабу Церетели, который еще в день трагедии составил чертежи будущего памятника и через некоторое время определился с местом воздвижения скульптуры «размера XXL», как его ласково назвали в издании New Yorker годом позже.
Автор статьи выразил недоумение по отношению к арт-объекту Церетели: «Как только вы приближаетесь к нему, вы начинаете различать слезу из нержавеющей стали, которая висит из зубчатой трещины, которая проходит по середине основной плиты. Именно в этот момент становится ясно, что вы смотрите не на бронзовое 175-тонное чайное печенье». Размер памятника превысил даже масштабы горячо любимой американцами Статую Свободы, которая, кстати, осталась им от французов после Всемирной Выставки в Нью-Йорке в 1886 году.
Переговоры по поводу воздвижения монумента в Нью-Джерси велись с 2001 года с мэром Джерси-Сити Гленном Каннингэмом. Пока шла подготовка к установке памятника, мэр умер — это случилось в 2004-м.
После его смерти наружу всплыло недовольство ассоциации местных художников, которые в 2004 назвали объект «бесчувственным и помпезным творением одного из самых вульгарных самопиарщиков в мире».
Потом власти города сообщили, что в бюджете не хватает средств на постройку. Автор скульптуры, согласно данным New Yorker, сказал, что это не проблема, и щедрым жестом оплатил все самостоятельно.
Зураб Церетели также известен россиянам как автор одного из самых неоднозначных памятников Москвы — «В ознаменование 300-летия российского флота».
Его Петр I является 8-м по величине памятником в мире, весит он 1000 тонн. Забавный факт: примерно столько будут весить три крупнейших в мире пассажирских самолета — Airbus А380.
После ухода покровителя Церетели Юрия Лужкова с поста мэра Москвы власти города многократно предлагали передать изваяние Санкт-Петербургу, ведь Петр и сам не слишком любил Москву. Возможно, если бы он увидел этот памятник, он бы ее и вовсе возненавидел. Тем не менее, Петербург отказался принять столь щедрый дар, зато власти Архангельска и Петрозаводска предложили свои квадратные метры. Однако перемещение Петра отложилось.