Начиная с ноября 2017 года гигантам кино и фэшн-индустрии была выдвинута серия обвинений в сексуальных домогательствах. Актеры и актрисы в США начали делиться историями о том, как подверглись сексуальному насилию и домогательствам со стороны продюсера кинокомпании Miramax Films Харви Вайнштейна. После того против продюсера было заведено уголовное дело, которое неприкрыто поддержали мировые лидеры мнений, работники модной индустрии поняли, что пришла их очередь рассказать правду.
Впрочем, правду в мире моды стали рассказывать последними. Одной из первых, кто решился это сделать, стала супермодель 90-х Кристи Терлингтон. В интервью изданию WWD в октябре прошлого года она призналась, что домогательства и ненадлежащее обращение с женщинами всегда были распространены в сфере ее работы, и с ними мирились. «Индустрия окружена хищниками, которые процветают благодаря постоянному чувству отверженности и одиночества, которое в какой-то момент карьеры испытывали многие из нас», — рассказала она. По ее словам, благодаря тому, что с ней часто была мама, Терлингтон избежала случаев прямого домогательства и насилия, однако вспомнила об эпизодах, когда оно было возможно. «Я могла выйти с рейса и увидеть, что меня встречает диковатый плейбой», — говорила она, высказав предположение, что
в некоторых случаях могла служить «ловушкой» для других девушек, у которых в ее присутствии возникало ложное ощущение безопасности.
На прошлой неделе обвинения в сексуальных домогательствах последовали в сторону одних из самых авторитетных деятелей современной модной индустрии — тех, кто практически сформировал ее сегодняшнее лицо.
Одним из них оказался знаменитый Марио Тестино. Благодаря его мастерству фотографа в свое время выросла прибыль Burberry, Dolce&Gabbana, Gucci, Louis Vuitton, Victoria's Secret и множества других брендов. Его уникальное видение делало моделей знаменитыми, в конце 90-х его фотосессия с Дианой Спенсер для Vogue стала каноном фотографии на долгие годы и не только помогла распродать весь тираж выпуска журнала, но и сделала Марио Тестино любимым фотографом королевской семьи Великобритании. Без открывшихся обстоятельств он был бы обеспечен работой еще на долгие годы вперед.
Экс-модель Gucci Райан Лок вспомнил сексуальные домогательства Тестино на съемке рекламной кампании бренда: «Он выгнал всех из студии, закрыл дверь, забрался на постель и сказал, что он будет девочкой, а я — мальчиком. Я сказал ему убираться и вышел из студии». Подобные действия со стороны самого востребованного фотографа издательства Conde Nast подтвердили его многочисленные бывшие ассистенты и модели-мужчины, многие из них вскоре ушли из модной индустрии.
Многочисленные жертвы его непрофессионального поведения рассказывают о том, что он непотребно вел себя в номерах гостиниц, на задних сидениях машин и в частных самолетах.
Фотограф пытается всячески откреститься от обвинений, но исходя из семнадцати заявлений о домогательствах, можно сделать вывод о конце его блестящей карьеры.
71-летний Брюс Вебер также оказался в центре сексуального скандала. По словам жертв, он провоцировал моделей-мужчин раздеваться догола, чтобы якобы «почувствовать себя свободнее в кадре». Многие молодые модели помнят его не по прекрасным рекламным кампаниям, а по «дыхательным упражнениям», которые жертвы должны были выполнять в его отельном номере, пока он трогал их.
В 2010 году известную модель Террона Вуда, по его словам, Вебер принуждал раздеваться без необходимости, но молодой мужчина не мог ничего сделать, потому что «он [Вебер] был фотографом для Ralph Lauren». Про частные уроки «раскрепощения» рассказал и модель Монти Хопер, который снимался у фотографа в 2014 году.
То, что творческому пути фотографов пришел конец, можно понять из письма главного редактора американского Vogue Анны Винтур, по совместительству близкой подруги Марио Тестино. В письме она выражает соболезнования всем пострадавшим и говорит, что безопасность моделей для нее важнее личных связей.
Сейчас издание добавляет в свой кодекс ряд жестких правил, по которым все участники съемочного процесса должны быть старше 18 лет, юные модели будут находиться на съемке только в присутствии родителя.
Все модели отныне обязаны быть уведомлены о наличии «взрослого» подтекста в фотосъемке, будь то секс, алкоголь или наркотики, и подписать соответствующий договор во избежание ложных обвинений фотографов. Также на всех фотосъемках издательского дома будет запрещено употреблять алкоголь и другие дурманящие вещества.
Директор Conde Nast Роберт Сойерберг подтвердил, что до выяснения обстоятельств дела Марио Тестино и Брюсу Веберу отказано в сотрудничестве с любым из их изданий. Издательство выпускает такие влиятельные журналы, как The New Yorker, Vanity Fair, Vogue и GQ — в общей сложности Conde Nast издает порядка 130 журналов и ведет сотню сайтов на более чем 20 мировых рынках.
Привлечение насильников к ответственности в модной индустрии началось с обвинений против еще одного культового фотографа — Терри Ричардсона. Индустрия моды вычеркнула его из списка своих контрибьютеров в октябре 2017 года, когда всплыли многочисленные жалобы на домогательства с его стороны от известных моделей и актеров, с которыми он работал.
Первая известная мировой общественности история о возмутительных действиях со стороны Ричардсона была рассказана моделью Лискулой Коэн еще в 2013 году в интервью онлайн-изданию Girlie Girl Army. До того, как поделиться подробностями своего негативного опыта, она заявила: «Этот монстр принес столько горя в мою жизнь за одну фотосессию. Вы можете подумать, что это сумасшествие, но это правда».
Атака на Ричардсона в твиттере и информация от его бывших моделей и ассистентов привела к тотальному запрету на использование его работ во всех изданиях, со многими из которых он работал дольше 30 лет.
В сети появился хештег #NoMoreTerry или «Больше Никакого Терри», под которым и начали выкладывать посты с признаниями в домогательствах и унижении достоинства. Еще в 2014 году — после первой волны обвинений —
Ричардсон дал интервью, в котором назвал слова жертв абсурдом, а тот факт, что жертвы домогательств стали открыто рассказывать об этом, заклеймил термином «охота на ведьм». Именно его в качестве альтернативного хештега используют немногочисленные защитники обвиненных в сексуальных домогательствах.