Когда я пришла на курсы финского языка в Скандинавскую школу в Москве, я ничего не знала о Финляндии. Зачем мне было начинать учить финский? Да незачем. Я просто хотела быть особенной и делать то, что другие не делают. А через пару месяцев занятий сама не поняла, как стала фанатеть от Муми-троллей, салмиакки и ментоловой водки, хотя ничего из этого тогда даже не пробовала.
Я была студенткой журфака МГУ, и так сложилось, что именно в моей альма-матер мне удалось связать воедино две интересующие меня вещи — Финляндию и журналистику: в Хельсинки я оказалась благодаря стажировке от университета.
В Финляндию ехала со строгой установкой: «Не идеализируй. У них тоже бывает плохо». Все установки пошли прахом, как только я вышла на автовокзале Камппи, увидела эти милые домишки и трамвайчики и услышала финскую речь. Милая женщина из обувной мастерской заказала мне такси, и таксист в строгом костюме довез меня на белом мерседесе до студенческого общежития за €14.
О ценах на проезд, жилье и еду
Проблемы с документами, связь, навигация и прочие бытовые вопросы, — все это решилось за считанные часы благодаря ну очень отлаженному сервису.
Например, специальный сайт в режиме онлайн прокладывает маршрут до любой точки на общественном транспорте. Здесь же можно отследить, где именно сейчас едет ваш автобус или трамвай и сколько минут ему осталось до прибытия. Почти каждая автобусная и трамвайная остановка снабжена электронным табло с той же информацией. Билетные автоматы в центре города найти очень просто, но если не нашли, просто купите билет у водителя. Стоить он, правда, будет дороже. Так, билет на одну поездку в автомате потребует с вас €2,90, водитель — €3,20.
Многоразовая транспортная карта напоминает нашу «Тройку». Оформляется в офисе HSL на центральном ж/д вокзале, оплачивается на определенный период с безлимитным количеством поездок либо просто пополняется на нужную сумму. Сделать это можно в автомате или в любом R-киоске. Еще одно преимущество транспортной карты — бесплатный паром до крепости Суоменлинна, который отправляется от Market Square каждые 20 минут.
Ориентироваться в городе помогает приложение maps.me, которое отлично работает, даже если у вас нет интернета. В наиболее затруднительных ситуациях нет ничего проще, чем спросить дорогу у местных. Они всегда с радостью помогут, а иногда и лично сопроводят до нужной точки.
Живу я в студенческом общежитии от компании HOAS и трачу на него половину из своей 800-евровой стипендии. У меня собственная комната 10 кв.м., светлая, в скандинавском, разумеется, стиле. В корпусе есть бесплатная сауна и прачечная. Выдавая ключи от комнаты, сотрудник HOAS преподнес мне подарок — сумку с логотипом компании, в которой лежал очень странный
студент-набор: два бич-пакета, зубная паста, чистящее средство, пластырь, шоколадка и презерватив. Этакое напутствие в суровую студенческую жизнь.
Изначально я готовилась питаться водой и хлебом, так как неоднократно слышала, что жить в Хельсинки очень дорого. Реальность показала, что, в общем-то, цены на продукты либо такие же, либо чуть выше, чем в Москве. Приведу пример в евро: молоко — 0,70, хлеб — 0,99, бананы — 1,95 помидоры — 3,59, банка пива — от 2,15 до 4. Самая дорогая еда — это ягоды. Хоть Финляндия и считается богатой на клубнику и голубику, цены на них заоблачные: € 6-8 за 500 г.
Мой обед в студенческом Unicafe стоит €2,60 (177 рублей). За эти деньги я могу съесть мясо, рыбу, птицу, суп (на выбор), неограниченное количество овощей и гарнира, выпить стакан воды и стакан молока или сока.
Об учебе
Я учусь в старейшем университете Финляндии (Хельсинский университет/Helsingin yliopisto) на факультете социальных наук (Social Sciences). Отличие от моей специализации в МГУ довольно большое: у нас есть отдельный факультет журналистики, а у них журналистика и коммуникации являются частью социологического факультета, и большая часть курсов посвящена, скорее, политике, экономике и антропологии, нежели журналистике. Но все равно финская система образования — это что-то из параллельной Вселенной.