Возможно, Ива Сен-Лорана не было бы без Пьера Берже: первый был творец, второй давал ему возможность творить. Их любовь началась с восторга, который испытал Пьер Берже, увидев коллекцию Ива Сен-Лорана, которую тот создал для Christian Dior. Благодаря начинающему модельеру 27-летний молодой человек, прежде не считавший создание одежды искусством, влюбился в моду. Пройдет 55 лет, и в 2012 году он скажет в интервью изданию The Talks, что тем утром, когда он побывал на первом показе Ива Сен-Лорана, с ним что-то произошло. Он понял, что тот будет великим дизайнером. Он знал самых именитых кутюрье XX века, был близким другом Кристиана Диора и Кристобаля Баленсиаги, но по-настоящему великими считал только Коко Шанель и Ива Сен-Лорана: он говорил, что Шанель дала женщинам свободу, а Сен-Лоран — власть. И это правда — первая научила женщин носить брюки, второй одел их в смокинги.
Прежде чем попасть в мир моды, полюбить его, а потом, после смерти Ива Сен-Лорана, полностью от него отстраниться, Пьер Берже полюбил искусство. Оно буквально свалилось на него, когда в 18 лет он приехал в Париж из морского городка Сен-Пьер-д'Олерон,
в виде Жака Превера, упавшего на него с балкона дома на Елисейских полях.
48-летний поэт ввел юношу в круг своих друзей. Так Пьер Берже познакомился с Луи Арагоном, Жаном Кокто, Альбером Камю, пропитался либеральными пацифистскими идеями. В 1950-м он близко сошелся с художником Бернаром Бюффе — в его успехе на французской арт-сцене была и заслуга Берже.
А в 1958-м Пьер Берже пришел на показ дома Christian Dior — и это изменило его жизнь, сначала личную, а потом и профессиональную, потому что вместе с Ивом Сен-Лораном, с которым их связывали романтические отношения, они в 1961-м основали модный дом Yves Saint-Laurent. Это случилось после того, как гениального кутюрье уволили из Christian Dior.
Больше всего они были счастливы в Марокко — впервые они прилетели в Марракеш в 1966 году, провели там несколько недель и влюбились в это место. Позже, вспоминая о Марокко, он будет говорить о ветре, садах, об их доме в Марракеше, о любви. А еще о том, что Ив Сен-Лоран его молодости, — блестящий, умный, — и тот, каким он стал, когда пристрастился к алкоголю и наркотикам, это два разных человека.
И все же он никогда не бросал Ива Сен-Лорана. Любовь ушла — они расстались в 1976-м, но до самой смерти Ива Сен-Лорана Пьер Берже занимался его делами. Да и после — тоже. В 1980-м они вместе купили в Марокко ботанический сад Мажорель, где в 2008-м среди роз развеяли прах Ива Сен-Лорана. Вместе же они собрали блестящую коллекцию предметов искусства и антиквариата — после смерти кутюрье ее распродали, чтобы основать Фонд Ива Сен-Лорана. А в когда модельеру диагностировали рак мозга, он так и не узнал об этом — Пьер Берже решил, что тот не выдержит этого известия.
Он всю жизнь поддерживал Ива Сен-Лорана. До той встречи в 1958 году Берже не интересовался модой. После того самого показа он стал одной из самых влиятельных фигур на французской модной сцене.
Правда, держался он все равно всегда чуть в стороне.
В 1974 стал президентом французской Палаты кутюрье, а в 1986-м создал Французский институт моды. Коммерческий успех дома Yves Saint-Laurent позволил ему делать то, что он любит. А любил он искусство — только не создавать его, а помогать ему жить. С 1977 по 1981 он управлял театром Athenee, с 1988 по 1993 возглавлял Парижский оперный театр — на эту должность он попал при дружеской поддержке Франсуа Миттерана. Он стал Великим меценатом и покровителем искусств (такое звание он получил в 2001-м), финансируя дом Эмиля Золя в индонезийском Медане, залы Национальной галереи в Лондоне и Центр Помпиду в Париже.
Среди его друзей было много политиков, особенно левого толка. Включая Франсуа Миттерана. В 1988 году он стал президентом Ассоциации друзей Института Франсуа Миттерана, поддерживал на выборах Жака Ширака в 1995-м, а после стал активным участником французской Социалистической партии, агитируя за Сеголен Руайаль. В 2017-м заявлял, что поддерживает Эммануэля Макрона.
Он основал фонд «Вместе против СПИДа», вкладывал деньги в искусство и масс-медиа, боролся против расизма и гомофобии. Умер в браке — незадолго до смерти он заключил союз с художником Мэдисоном Коксом.
Его главным занятием в последнее время была подготовка к открытию музеев Ива Сен-Лорана в Париже и Марракеше — они должны открыться в октябре.