В американском Майами стартовала ярмарка современного искусства Art Basel — грандиозное событие, проходящее в этом курортном городе штата Флорида. Современных художников, фотографов, скульпторов, мастеров перформанса, инсталляции и видеоарта в этом году представляет 269 галерей со всего мира — из Северной и Латинской Америки, Европы, Азии и Африки. Свои книги и журналы об искусстве демонстрируют издательства и издательские дома. Модные бренды организуют вечеринки, звезды устраивают шоу.
В ближайшие несколько дней арт-рынок будет бурлить на юге США.
Продажи уже идут вовсю: Энтони Мейер из галереи Fine Arts из Сан-Франциско сообщил корреспонденту ресурса Artnet, что две работы ушли в первые же минуты после открытия — это были Quattro немецкого художника Герхарда Рихтера (стоимостью от $75 тыс. до $100 тыс.) и безымянная работа американского художника Гэрри Симмонса, оценивавшаяся в диапазоне от $60 тыс. до $75 тыс.
Впервые ярмарка Art Basel Miami Beach прошла в 2002 году под крылом престижной Art Basel — крупнейшего события в мире современного искусства, куда мечтают попасть галеристы с амбициями. Попасть в Майами чуть проще — однако в этом году российских участников здесь все равно нет. Зато есть бразильские, германские, британские, французские, южнокорейские, швейцарские и, разумеется, американские, среди которых много галерей, основанных выходцами из стран Латинской Америки.
Майами предоставляет отличную возможность встретиться жителям Южной и Северной Америки.
В этом году, например, важным событием стал приезд на ярмарку классика оп-арта и кинетического искусства Хулио Ле Парка — световые инсталляции 88-летнего аргентинского художника показывает бразильская галерея Nara Roesler.
Несмотря на то что российские галереи не принимают участия в ярмарке, русское присутствие ощущается довольно отчетливо: в центре внимания публики — выставка, организованная швейцарской галереей Galerie Gmurzynska. В экспозиции под названием «Будущее — наша единственная цель» (работал над ней легендарный куратор Норман Розенталь) представлены работы художников русского авангарда: Александра Родченко, Ильи Чашника, Николая Суетина, Казимира Малевича, Владимира Козлинского, Густава Клуциса.
Ажиотаж вокруг галереи объясняется не только масштабом личности куратора и громкими именами, представленными в экспозиции.
Каждый год Galerie Gmurzynska привлекает к созданию павильона для выставки лучших архитекторов, дизайнеров и режиссеров мира.
В предыдущие годы галерея сотрудничала с Карлом Лагерфельдом, Захой Хадид и Базом Лурманом, в этом году за ломаные линии павильона, рифмующиеся с супрематическими композициями, отвечал Клод Пикассо — фотограф, дизайнер, кинематографист и сын Пабло Пикассо.
Кстати, к одной из экспозиций на ярмарке имеет отношение и внучка Пабло Пикассо — Диана Видмайер-Пикассо, мать которой приходится дочерью художнику и его музе Марии-Терезе Вальтер, стала куратором выставки галереи Gagosian «Desire» («Желание»), рассматривающей различные проявления эротизма в современном искусстве. Среди работ, представленных на выставке, — произведения Роя Лихтенштейна, Энди Уорхола, Диего Риверы, Джеффа Кунса, Мана Рэя, Юргена Теллера и других художников, уже оставивших свое громкое имя в искусстве XX века.
Если ехать в Майами за «самым-самым», то, разумеется, и за самым дорогим — однако работы Джеффа Кунса, которые традиционно уходят с аукционов по баснословным ценам, увидеть в городе смогут только избранные. В Oceana Bal Harbour, один из самых роскошных жилых комплексов Майами, с улицы не попасть — а значит, и не увидеть скульптуры американского художника, которые приобрел CEO компании Consultatio Real Estate и основатель музея MALBA Эдуардо Костантини. Это отполированная до зеркального блеска «Сидящая балерина» трехметрового роста и «Плутон и Прозерпина» из серии «Античность».
Кстати, историческая родина «Балерины» — Россия.
На создание скульптуры Джеффа Кунса вдохновила фарфоровая статуэтка — из тех, что производились в советское время Ленинградским фарфоровым заводом и до сих пор стоят у многих из нас на полках сервантов.
Современное искусство часто связано с политикой — многие работы на ярмарке поднимают острые политические вопросы, волнующие западное общество. «End White Supremacy» («Покончить с превосходством белых») — призывает гигантский электрический знак, работа художника из Сиэтла Сэма Дюранта.
На безымянной картине художника Керри Джеймса Маршалла изображены отдыхающие в парке афроамериканцы.
«Don't touch me» («Не трогай меня») — предостерегает художница из Огайо Андреа Боуэрс, борясь с сексизмом Дональда Трампа. Британский художник Шригли поднимает тему загрязнения окружающей среды: на его работе гуашью, изображающей синюю трубу, из которой валит ядовито-зеленый дым, можно прочесть призыв «protest against it» («протестуйте против этого»): для американской критики эта риторика тоже направлена против Дональда Трампа, заявлявшего в ходе предвыборной кампании, что человек непричастен к изменению климата.
Расизм, ксенофобия, сексизм, загрязнение окружающей среды — Art Basel Miami наглядно показывает, какие проблемы западное общество считает первостепенными. В этом смысле, конечно, вопрос «почему мы им неинтересны», который мы часто задаем галеристам, отпадает сам собой. Наше искусство поднимает совсем другие вопросы.