Фигура Трампа, которая изображает миллиардера и политика абсолютно голым, была изготовлена группой художников Indecline и стала одним из популярных сатирических изображений политика. Скульптура называется «У императора нет яиц» и отсылает к известной сказке Ганса Христиана Андерсена «Голый король». В сообщении для прессы, опубликованном на сайте аукционного дома Julien's Auctions, говорится, что статуя «стала символом политического протеста».
Начальная цена лота составляет $10 тыс. — ее авторы хотят, чтобы все средства, вырученные от ее продажи, были направлены на помощь организациям, помогающим иммигрантам. Известно, что политик выступает с жесткой антииммигрантской повесткой и неоднократно заявлял о необходимости депортировать нелегальных иммигрантов и построить стену на границе с Мексикой.
Эксцентричный миллиардер благодаря своей прическе и манере выражать свои мысли стал одним из самых популярных символов этих выборов.
Продавцы сувенирной продукции активно продают сувениры — маски и майки с изображением Трампа и даже раскраски, в которых кандидат в президенты изображен в виде ковбоя или астронавта.
Особенно вдохновляет производителей сувениров прическа Трампа, в которой эссеист, креативный директор компании X³ Inc Антон Елин находит сходство с париком художника Энди Уорхола: «Мое внимание всегда фокусировалось на парике Уорхола. Его хотелось сдернуть, как бороду Деда Мороза. В париках таится та же загадка. Только теперь мы просто не можем себе позволить дернуть, посмотреть, отвалится ли, станет ли король голым? У Трампа, я думаю, тоже парик, даже если он состоит из волос, а каждый растет из нормальных человеческих луковиц. И Уорхол, и Трамп — это сказочные герои, которые ждут своего маленького хулигана, чтобы оказаться наконец голыми».
Не меньшей популярностью у художников и продавцов сувениров пользуется и Хиллари Клинтон. Один из таких предпринимателей повстречался корреспонденту «Газеты.Ru» на улице города Кливленда, штат Огайо — он поочередно надевал маски то Хиллари, то Билла Клинтона и фотографировался с прохожими.
«Эти сувениры и изображения, как елочные украшения и гирлянды на Рождество, создают атмосферу, предвыборное настроение, стимулируют к политической активности, не давая забыть о таком важном политическом моменте», — говорит Виктория Журавлева, политолог-американист из ИМЭМО РАН имени Примакова.
Правда, настроение не всегда оказывается радужным.
Розовые майки с изображением Хиллари влет расходятся у ее поклонников, но вот ее обнаженная статуя, сделанная в качестве ответа на появление фигуры Трампа художником Энтони Сиоли, вызвала возмущение у многих из них.
«Все это — часть американской политической культуры, но после того, как политики поливают друг друга помоями на выборах, они потом прекрасно общаются друг с другом», — объясняет глава нью-йоркской пиар-компании Дмитрий Климентов.
Кандидаты в президенты США во время предвыборной кампании часто становятся героями произведений художников-поп-артистов. «На мой взгляд, ярче всего это проявилось в 2008 году во время кампании Обамы, когда везде пестрели его изображения в разноцветных тонах», — вспоминает Дмитрий Климентов. Эксперт говорит о знаменитом предвыборном плакате с надписью «Надежда» первого афроамериканского президента США — он был выполнен в стилистике поп-арта, пользовался огромной популярностью и стал объектом многочисленных пародий.
Вне зависимости от отношения к Владимиру Путину российский президент тоже вдохновляет художников, работающих в стилистике поп-арта. Климентов рассказывает, что изображения российского лидера пользуются популярностью в США.
Например, есть предположение, что появившийся недавно на мосту в Манхэттене плакат «Путин-миротворец» был не чем иным, как рекламой одноименного магазина дизайнера Юлиуса Касинскиса, который продает одежду с изображением Путина.
Сейчас футболки с изображением Путина как «самого вежливого человека» пользуются популярностью у его сторонников, приветствовавших присоединение Крыма, и это имеет мало отношения к искусству. Однако на заре его прихода к власти художники воспринимали Путина скорее как объект изображения. В 2001 году образ Путина использовали художники Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева в авторском календаре «12 настроений президента». Можно вспомнить и работу художников группы «Синие носы» Вячеслава Мизина и Александра Шабурова «Ребята с нашего двора» (2004 год).
Стоит отметить, что именно Дмитрий Врубель создал один из самых ярких примеров использования образов государственных деятелей как объектов поп-арта. Это портрет лидера ГДР Эриха Хонеккера, целующего советского вождя Леонида Брежнева. Изображение на берлинской стене называется «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви».