Правительство Таиланда призвало жителей страны отказаться от увеселительных мероприятий на ближайшие 30 дней и в течение года носить траурную одежду — траур по королю продлится в Таиланде до 14 октября 2017 года. Впрочем, уговаривать тайцев не нужно: смерть короля Пхумипона Адульядета для каждого из них практически личная трагедия.
В ближайшее время Таиланд уж точно не будет страной улыбок — и туристам следует к этому приготовиться.
Агентство Bloomberg уже сообщает о том, что японские Japan Airlines и крупнейший туроператор Южной Кореи Hana Tour Service ожидают снижения интереса к Таиланду со стороны жителей этих стран на период траура. Korean Air Lines, Asiana Airlines и Jetstar, относящаяся к Qantas Airways, пока следят за ситуацией и не торопятся делать выводы: «В краткосрочной перспективе мы, возможно, будем наблюдать снижение потока туристов — я уверен, что ситуация на него повлияет», — сообщил Bloomberg TV в Гонконге Шон Дарби, глава стратегической группы Jefferies. Впрочем, он добавил, что драматических изменений не ждет: «Мы наблюдаем тревожные звонки в индустрии, однако власти наверняка справятся с краткосрочным замедлением туристического спроса».
Разумеется, находясь в стране, нужно серьезно относиться к произошедшему.
Впрочем, шутить над королевской семьей никогда не стоило: проявление неуважения к представителям правящей династии карается в Таиланде сроком тюремного заключения до 15 лет.
В целом туристам придется пересмотреть свое поведение: министерства иностранных дел многих стран, в том числе и России, уже опубликовали рекомендации для отдыхающих на предмет того, как им стоит себя вести.
Прежде всего стоит отнестись к тайцам с сочувствием, а это значит не шуметь, не выпивать в публичных местах и в целом вести себя прилично. «Посольство Российской Федерации в Королевстве Таиланд рекомендует российским гражданам, проживающим в стране и прибывающим в Таиланд на отдых, уважать чувства таиландского народа, соблюдать общепринятые правила при посещении храмов, не носить пляжную и вызывающую одежду в общественных местах, включая курортные города, воздержаться от распития на улицах спиртных напитков. Также рекомендуется относиться с пониманием ко всем случаям вводимых местными властями ограничений на посещение либо временное закрытие развлекательных заведений и мест досуга», — говорится в заявлении, опубликованном на сайте посольства России в Таиланде.
Власти страны уже сделали все, чтобы бизнес в стране не пострадал, — банки, биржа и прочие учреждения работают в обычном режиме. Что касается развлечений, ради которых туристы обычно и ездят в страну, то здесь все не так однозначно: несмотря на то что официально никто не планирует закрывать бары, рестораны и ночные клубы, владельцы их вольны поступать как им заблагорассудится. То есть могут и закрыть.
Те развлекательные мероприятия, ответственность за которые несут власти, уже отменяются. Например, в Бангкоке уже отменен концерт Morrissey. Во втором по величине городе Таиланда Чиангмае временно закрыт ночной рынок, фестиваль «Музыка города», который должен был состояться 16 октября, отменен, праздник Лойкратхонг, отмечаемый в ноябре в ночь полнолуния, тоже.
Все это, конечно, не означает, что ехать в тот же Чиангмай больше незачем — в городе есть более 300 прекрасных и разнообразных буддийских храмов.
Но вот увидеть, как по реке плывут зажженные свечи в лодочках из бананового листа, или подвергнуть ноги пилингу рыбками на ночном рынке пока не получится.
Фестиваль небесных фонариков в Чиангмае
Vincent Thian/APТаиланд — одно из самых популярных зимних туристических направлений во всем мире. Одни только китайские туристы приносят стране 10% ВВП: в прошлом году Таиланд принял почти 8 млн китайцев, на 70% больше, чем в 2014-м. В этом году, по данным Reuters, Таиланд посетят 33 млн туристов. Насколько реальная цифра окажется ниже прогноза — пока никто сказать не может.
Для России Таиланд — практически главная страна, где после закрытия Египта можно согреться относительно недорого. Делать какие-то прогнозы относительно снижения спроса на это направление российские туроператоры пока не решаются.
«В 2015 году в стране отдохнуло около 1 млн туристов, — говорит Алена Корякина, руководитель туристического сервиса «Рамблер/Путешествия».
— Подводить итоги этого года еще рано. Сейчас в Таиланде заканчивается сезон дождей и начинается активный сезон. Наши клиенты уже начали бронировать туры и отели на Новый год. По статистике «Рамблер/Путешествий», Таиланд входит в топ-5 пляжных направлений на бронирование туров и отелей на ноябрь и декабрь (наряду с Таиландом бронируют ОАЭ, Турцию, Израиль, Индию). Прогнозировать, как изменится спрос в связи с трауром, трудно, так как прошло слишком мало времени. Конечно, мы приняли во внимание информацию от Ростуризма и даем рекомендации нашим клиентам о правилах поведения.
За прошедшие два дня со смерти короля мы ни одного отказа от бронирования не получили».
«Поездки в Таиланд составляют более 2% от наших продаж по зарубежным направлениям, то есть это несомненно популярное и востребованное направление среди наших пользователей, — рассказывает Аркадий Гинес, директор по развитию OneTwoTrip. — Самые популярные курорты: Бангкок, Пхукет, Краби, Самуи, Паттайя. В этом году Бангкок и Пхукет вошли в топ-10 популярных направлений для отдыха в дни новогодних праздников. На текущий момент эти два направления также возглавляют топ городов для отдыха в дни ноябрьских праздников и в дни празднования Нового года.
Что касается интереса путешественников к Таиланду, то вряд ли что-то изменится — спрос останется на прежнем уровне».