Соня Рикель ушла на 87-м году жизни. «Моя мать скончалась сегодня в Париже в пять утра у себя дома от последствий болезни Паркинсона», — сообщила прессе дочь модельера Натали Рикель. О том, что кутюрье страдает от неизлечимой болезни, стало известно в 2012 году из автобиографической книги, в которой модельер рассказала о многолетней борьбе с недугом (диагноз поставили, когда ей было 66).
Соня Рикель родилась 25 мая 1930 года. Девушка из семьи парижских интеллектуалов (ее мать была русской, отец — румыном) вошла в мир моды практически с улицы. Она начинала с оформления витрины магазина тканей в Париже в 1948 году. В 1953-м она вышла замуж за Сэма Рикеля, владельца бутика Laura, располагавшегося в 14-м аррондисмане (в этом же магазине через несколько лет она начнет продавать свои свитеры, готовившиеся стать знаменитыми).
Королевой трикотажа, как ее прозвали в конце 60-х, она стала практически случайно: в 1962 году, будучи беременной вторым ребенком, она совершенно измучилась в поисках мягкого свитера, который не будет раздражать, — и в итоге сделала для себя сама трикотажное платье и крохотный свитерок, который впоследствии будет называться «свитер бедного мальчика» и станет одной из ее знаковых вещей.
Поначалу модель продавалась в бутике Laura, но после того, как в 1960 году свитер сняли для обложки журнала Elle, он прославился на весь мир. Вскоре в магазине появилась Одри Хепберн и купила 14 моделей разных цветов.
Уже в 1965-м Соня Рикель при помощи мужа, несмотря на развод, основала компанию, в 68-м – зарегистрировала бренд своего имени, в том же году открылся ее первый бутик на левом берегу Сены. Королевой трикотажа она была объявлена примерно тогда же — в 1967 году это почетное звание ей присудил американский журнал Women's Wear Daily.
Так, не зная внутренней кухни модных домов, ни дня не проработав в ателье и даже толком не учившись, Соня Рикель оказалась в 60-х на одной ступеньке модного олимпа с Ивом Сен-Лораном и Юбером Живанши. Черный цвет, полосы, кружево, стразы, трикотаж, вывернутый швами наружу, без подкладки и обработки краев, крупные надписи на свитерах — все это ее опознавательные знаки, по которым всегда можно определить автора.
Все это вписывалось в философию la démode: вещи Сони Рикель всегда существовали где-то вне моды — элегантные, женственные и сексуальные в любое десятилетие.
Соня Рикель была крючком, на который нельзя не попасться. Яркая, эпатажная, она не ограничивала себя рамками хорошего вкуса — она сама создавала вкус. Гофрированные платья в горошек или в цветы, твидовые пальто в гусиную лапку, пушистые шубы сумасшедших цветов (розовый — один из любимых), бледное лицо, густо накрашенные глаза, копна рыжих волос — и взрывной темперамент, готовность к любой заварухе, главное, чтобы было весело. Она любила получать удовольствие от жизни — ее питало искусство, музыка, литература, хорошая еда, особенно шоколад.
В 1973 году ее избрали вице-президентом Профсоюза высокой моды Парижа. В 1978-м Рикель выпустила свой первый парфюм для женщин — 7e sens. В 1983 году под влиянием дочери Натали она выпустила линию детской одежды.
В 1994-м снялась в роли самой себя в картине Роберта Олтмана «Высокая мода».
В 1995-м приняла участие в записи песни «Who the Hell is Sonia Rykiel?» для альбома Малкольма Макларена — известного прежде всего как продюсер группы The Sex Pistols. В 2009-м выпустила линию одежды для H&M Sonia Rykiel для шведского масс-бренда H&M. Все это — лишь крохотные штрихи к портрету. Самыми крупными мазками на нем останутся полосатый «свитер бедного мальчика» и трикотажные платья, вывернутые швами наружу.