Водопроводчик Марио, между прочим, итальянец, что не мешает японцам считать его своим национальным достоянием. Настолько ценным, что даже премьер-министр не посчитал зазорным нарядиться в синий комбинезон и красную кепку и, прижав к груди красный мячик, выскочить из зеленой трубы.
Пока мир протирал глаза от удивления, впервые увидев главу государства в качестве театрального зазывалы, в самой Японии к явлению премьер-министра из зеленой трубы отнеслись со смешанными чувствами.
Мнения в социальных сетях разделились. Некоторые были удивлены и восхищены — об этом свидетельствуют записи в Twitter. «Когда видишь, как национальный лидер жертвует репутацией, появляясь на событии мирового масштаба в косплей-костюме, это впечатляет». «Великий человек». «Невозможно представить, чтобы премьер-министр изображал Марио, да еще и выпрыгивал из гигантской трубы».
マリオの中身が安倍晋三だった pic.twitter.com/Piitbx5vI0
Другие не могли удержаться от язвительных замечаний.
«Он выпрыгивает из трубы, зараженной радиацией», — написал один из пользователей Twitter, намекая на нерешенную до сих пор проблему Фукусимы.
Еще в 2013 году премьер-министр Японии подвергся критике: в то время Токио еще боролся за право принимать летние Олимпийские игры — 2020, и, отвечая на вопросы членов Олимпийского комитета о состоянии атомной станции в Фукусиме, Синдзо Абэ заявил: «Уверяю вас, все под контролем».
Видимо, под контролем все оказалось только у самого премьер-министра: как сообщает малайзийский англоязычный ресурс The Star Online, о планах Синдзо Абэ выступить в качестве водопроводчика Марио не знала даже Тамайо Марукава, отвечающая в правительстве Японии за проведение Олимпийских игр: «Я ничего не знала об этом, — сообщила она репортерам. — Не могла представить, что он решит сыграть Марио».
Для консервативного японского политика, которого привыкли видеть в безупречно скроенных темно-синих костюмах, это действительно нетипичный поступок. «Я в первый раз с таким сталкиваюсь, — сообщил «Газете.Ru» руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. — В японской культуре не бывает такого, чтобы премьер-министр выступал на потеху публике. Это неожиданно, даже смешно. Думаю, это связано с тем, что премьер-министру Абэ очень хочется, чтобы Олимпиада в Токио прошла на высоком уровне — тем более что он добивался этого лично».
В Японии вообще трепетно относятся к таким мероприятиям международного масштаба, как Всемирные выставки и Олимпиады, а сейчас Олимпиада для Абэ — еще и вопрос политического престижа.
Кстати, в выборе Токио ему помогла Россия, и президент России Владимир Путин пообещал ему лично приехать на Олимпиаду, поскольку Абэ — единственный из мировых лидеров крупного масштаба, кто побывал на Олимпиаде в Сочи.
В выступлении Синдзо Абэ на Олимпиаде можно разглядеть и политическую подоплеку. Дело в том, что второй срок правления премьер-министра подходит к концу, а это значит, что Олимпиада пройдет уже без него. «Был слух, что Абэ хотел в виде исключения пойти на третий срок, — продолжает Кистанов. — Он, правда, это потом опроверг, но в рядах Либерально-демократической партии Японии есть мнение, что Абэ, может быть, и стоит пойти на третий срок — для этого нужно будет, правда, немного подкорректировать устав».
По мнению эксперта, в случае если премьер-министру удастся остаться во главе государства и в 2020 году, Олимпийские игры окажутся для него способом войти в историю — в качестве политика, который организовал Олимпиаду. «Тем более что вокруг летних Игр в Токио уже разгораются скандалы, — вспоминает Кистанов. — То говорят, что они заимствовали символ, то утверждают, что архитекторы сделали завышенный по стоимости проект».
Положение Абэ осложняется из-за непростой социально-экономической обстановки. «Зарплаты не растут, настроение у публики не очень хорошее, поэтому, может быть, для него перевоплощение в Марио — это еще и средство поднять дух японцев.Решил, видимо, выложиться — и немножко перебрал через край».
Сам премьер-министр Японии, видимо, вполне доволен собой. По сообщению The Star Online, выступая перед репортерами, он выглядел вполне удовлетворенным:
«Я хотел показать миру мягкую силу Японии с помощью героя японской игры.
Я не был уверен в реакции публики, но получил много подбадривающих комментариев и высоко ценю это», — сообщил он.
Среди российских японистов тоже есть специалисты, которые отнеслись к выступлению японского политика благосклонно:
«В традиционной Японии сегуны водопроводчиками не наряжались, — прокомментировал выступление премьер-министра Евгений Штейнер, искусствовед, японист, профессор отделения востоковедения Высшей школы экономики.
— Но сейчас многие серьезные люди стали более раскованными и с удовольствием занимаются косплеем — это антидот их церемониальной зажатости. Идея, мне кажется, вполне удачная: деловой премьер-министр не поспевает на другой конец света, проходит земной шар насквозь и вылезает из подземной трубы — как суперводопроводчик. Намек на то, что они не просто технологически и электронно продвинутые, но и сделают-починят все, что надо. Отличная реклама Олимпиады-2020».
Несмотря на то что это первый раз, когда политик такого масштаба выступает на Олимпиаде в качестве артиста, предпосылки к появлению серьезного политика на арене уже были.
В 2012 году на открытии летних Олимпийских игр все было, конечно, наоборот — это артист исполнял роль государственного деятеля.
Тогда зрители увидели, как королева Елизавета II в компании Джеймса Бонда покидает на вертолете Букингемский дворец, чтобы спуститься на парашюте прямо у входа в Олимпийский парк, на деле же королевой был актер Гэри Коннери, а Джеймсом Бондом — актер Марк Саттон.
Однако настоящий политик на той Олимпиаде тоже проявил себя. Бывший мэр Лондона, а теперь министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон. Правда, тот пример оказался не совсем удачным: во время летних Олимпийских игр в Лондоне столичный градоначальник решил отметить первую золотую медаль олимпийской сборной Великобритании, проехав по подвесной дороге над улицами Лондона. Бодро помахивая флажками, столичный мэр не доехал до конца дистанции, застряв где-то посередине и требуя передать веревку.