Попытка ребрендинга, предпринимаемая Miss Universe Organization после того, как в сентябре прошлого года компанию выкупило у Дональда Трампа агентство по поиску талантов WME-IMG, выглядит вдохновляющей. Как отметила президент конкурса «Мисс Вселенная» Пола Шугарт, решение отказаться от дефиле в купальниках отражает «важный культурный сдвиг»: «Мы надеемся, что решение поможет всем фанатам Miss Teen USA воспринимать этих молодых женщин как сильных, вдохновляющих личностей, которыми они являются».
Утверждают даже, что спортивная одежда лучше соответствует самой идее дефиле в купальниках, главной целью которого было показать не столько прекрасное сложение участниц, сколько их физическую подготовку, атлетизм и любовь к спорту.
С одной стороны, логично — не заставлять же их бегать кроссы и прыгать в длину!
С другой стороны, мы все понимаем, что это лицемерие: когда 50 практически обнаженных участниц на шпильках ходят по подиуму перед дядьками в костюмах — при чем здесь спорт?
Конкурсы красоты в общем и дефиле в купальниках в частности всегда вызывали споры: только ленивый не обвинял их в сексизме, расизме и прочих видах презрительного отношения к человеческому достоинству, но что поделаешь, фраза «В Америке (Франции, Китае, России) выбрали самую красивую девушку» — гарантия десятков тысяч пользовательских кликов. Самые красивые собаки и лошади собирают чуть меньше.
Попытки провести конкурс красоты выглядели неприлично с самого начала. Еще в 1854 году в США Финеас Тейлор Барнум — американский авантюрист и цирковой антрепренер, зарабатывавший на бородатых женщинах, — решил провести конкурс красоты среди женщин. До этого он уже устраивал подобные соревнования, на которых оценивались собаки, цветы и младенцы, однако с женщинами что-то пошло не так: из-за волны протестов ему пришлось отказаться от идеи устраивать соревнования вживую, поэтому он предложил участницам присылать свои дагерротипы.
Следующий конкурс красоты, положивший начало традиции ежегодного проведения соревнования, состоялся в 1921 году в городе Атлантик-Сити. То, что задумывалось как мероприятие, призванное привлечь в город побольше туристов, быстро превратилось в национальный конкурс «Мисс Америка». И остановить это было уже нельзя.
На городское мероприятие съехались девушки со всего Восточного побережья США. Конкурс проходил в два этапа. Победительницу определяли жюри и толпа (последняя — при помощи аплодисментов). Счастливица получала главный приз.
Другие участницы на следующий день отправлялись на Конкурс купальщиц. Победительнице этого конкурса тоже доставалась награда — «Золотая русалка».
Стоит ли говорить, что дефиле в купальнике стало неотъемлемой частью всех последовавших конкурсов красоты. И хотя фасоны купальных костюмов со временем изменились (скромные купальники 1920-х не сравнить с бикини 1960-х, а тем более 1990-х), смысл конкурса не менялся. Женщина в купальном костюме всегда выглядит полуобнаженной.
Идея оценивать женщин исключительно с точки зрения экстерьера всегда лежала в основе конкурсов красоты. И в 1935 году, когда в Техасе конкурсантки должны были буквально втискиваться в деревянный шаблон идеальной фигуры, чтобы жюри определило, насколько они соответствуют стандарту. И в 2000-х, когда женщины должны были демонстрировать уже не только тело, но и талант и интеллект, однако у них не всегда получалось: так, участница конкурса Miss Teen USA из Южной Каролины в 2007 году в ответ на вопрос, почему некоторые американцы не могут найти на карте собственную страну, выдала в ответ бессвязный набор слов.
Сегодня «Мисс Америка» вслед за конкурсом «Мисс мира», который проходит без дефиле купальников с 2014 года, в очередной раз пытается сменить имидж. Кажется, что, отказавшись от дефиле в купальниках, устроители конкурса продвинулись далеко вперед в борьбе с эксплуатацией женщин. Однако спортивная одежда бывает не менее сексуальной! Так, участницы Уимблдонского турнира недавно пожаловались на теннисные платья, предоставленные им фирмой Nike: платья оказались слишком короткими и откровенными, и представители компании были вынуждены попросить вернуть их «на доработку».
Проблема конкурсов красоты, в сущности, вовсе не в одежде, а в том, что женщин, как и сто лет назад, оценивают по внешности, как собак или новые сорта роз.
Впрочем, пока существуют желающие дефилировать и те, кто на это смотрит, всегда будут находиться те, кто хочет на этом заработать. И неважно где. И в США, где 14-летние девочки больше не будут ходить в бикини перед дядьками в костюмах — и это действительно небольшой, но шажок вперед. И в России, где 55-летний мужчина при деньгах и костюме женится на 18-летней девушке после нескольких лет «дружбы» и зрители аплодируют, забыв про определенные статьи Уголовного кодекса.