— Евгений, расскажите, кому больше подходят индивидуальные тренировки, а кому групповые?
— Все зависит от того, какая у вас цель. Если хотите привести себя в форму и сделать это весело и задорно, то можно спокойно идти на групповое занятие. А если вам нужно проделать все это быстро или освоить какой-то конкретный навык, то лучше заниматься уже персонально.
— Допустим, цель простая — похудеть.
— Ок, похудеть. Тогда тут важен психологический фактор. Одним нужна тусовка, и в одиночку им скучно заниматься. А другие, наоборот, не любят толпу, не хотят светиться. Зависит от характера.
— А если человек весь день работает с людьми, к вечеру устает, больше не может их видеть вообще. Тогда точно не нужно идти в группу?
— Сложно сказать. Потому что один человек устал от людей, но когда он приходит в групповой зал, там очень большой энергетический подъем с ним случается. Психоэмоциональный фон очень высокий, намного выше, чем на персональных тренировках. Даже если вы устали и у вас все болит, в групповом зале хочешь не хочешь начинаешь заниматься.
С другой стороны, вот приходите вы с работы, все вам надоели, — тогда, может быть, лучше выбрать тренировку один на один, чтобы уже не видеть всех этих людей.
— Как быть, если девушка хочет пойти учиться, допустим, танцевать «гоу-гоу», но стесняется, чувствует себя неловко. Нужно ли идти или нет?
— Нужно. Там же точно такие же девушки приходят, которые точно так же стесняются и хотят научиться, и у них тоже есть внутренние барьеры. Вопрос лишь в том, насколько человек психологически устойчивый. И есть некоторая вероятность, что девушка придет и не сможет там раскрыться, даже если вокруг все будут так же танцевать, и не сможет раскрыться никогда.
— Почему?
— У человека может быть боязнь публики, выступления. Таких людей примерно половина. Если девушка увлекается танцами «гоу-гоу» и не хочет менять свое отношение к жизни, не хочет расти как личность, то, конечно, она может взять персональное занятие, втихую где-то там этими танцами заниматься, получать удовольствие, глядя в зеркало только на себя.
Второй вариант — человек приходит на групповые тренировки, пересиливая себя, ломает эти барьеры, этот страх публичного выступления.
И помимо того, что научится танцевать, он еще и становится более раскованным, смелым, более подготовленным, умеющим работать с публикой. Огромные изменения происходят и в теле, и в характере.
— А если барьер связан не с боязнью публичных выступлений, а, например, с неприятием своего тела, его можно преодолеть?
— Конечно. Все это со временем приходит. Многие люди стесняются себя, своего тела, боятся, что на них будут смотреть… В общем, у них куча страхов. И когда они приходят на занятия, сначала трудно.
Первый раз стоите там в задних рядах, все сложно, еле двигаетесь. На второй раз уже видите знакомые лица, знакомого тренера, вам становится гораздо проще двигаться. А потом — выходите на первый ряд, начинаете скакать выше всех, прыгать дальше всех. Но и на это все требуется время.
Понимаете, тут важно немножко поменять мировоззрение, осознать ценность здоровья, начать получать удовольствие от процесса, чувствовать в себе изменения.
Даже не видя их в зеркале, вы ощутите подъем эмоциональный — в организме происходит много гормональных выбросов. И вот уже человек, который пришел в фитнес-центр в каких-нибудь потертых кроссовках и старых штанах, через полгода приходит в зал уже в новой форме, в классных вещах, которые его стройнее делают. Уже ему интересно, хочется заниматься, ему хочется быть в тусовке.
— А вот интересно, если человек сразу красиво одевается в зал, это нам о чем говорит?
— Обычно девушки одеваются в зал «для себя», сразу хотят круто выглядеть. Важно, чтобы для нее эта одежда была не надоевшая. Лучший способ вернуть на занятия прогуливающую или заскучавшую девушку — предложить ей пойти купить новую коллекцию. И все! Как только новая коллекция куплена, надо быстрее все это надеть, показать всем.
— Для мужчин это тоже так работает?
— По моим наблюдениям, мужчины одеваются, чтобы показать принадлежность к определенным видам спорта — именно спорта, не фитнеса. Любители боевых искусств, даже если они ими не занимаются, одеваются в бойцовскую форму. Как бы показывая, что они в команде и готовы общаться вот с такими же, как он, бойцами. То есть мужчины одеваются скорее для того, чтобы попасть в тусовку.
— Получается, что женщины в фитнесе более самодостаточны.
— Да просто когда фитнес только начинался, это была скорее аэробика, куда приходили женщины. Для мужчин был фактически только бодибилдинг — они не сразу приняли фитнес как образ жизни. Сейчас, конечно, все по-другому, это стало совершенно универсальной вещью.
— А как выбрать индивидуального тренера? По каким критериям?
— Это очень сложный вопрос. Потому что тренер выбирается как минимум по трем основным параметрам. Первый — это его специализация, второй — его пол и третий — это его психотип. Вас может устроить, например, профессионализм тренера, но при этом он мальчик, а вам нужна девочка.
Девочки чаще занимаются с девочками. Хотя это тоже зависит от человека: одним больше нравится, чтобы мужчина с ними занимался — они с ним флиртуют, повышают самооценку.
Другим, наоборот, хочется, чтобы с ними девушка занималась — не хотят отвлекаться на мужчин, хотят погрузиться только в фитнес.
С психотипом тоже понятно: скажем, мне подходит мужчина, он бывший легкоатлет, замечательный профессионал. Но мы с ним начинаем работать — и не подходим друг другу. То есть я, например, спокойный человек, а он очень такой энергичный. Эффективность тренировок будет очень низкая.
Часто клиенты подбирают себе тренера по нескольку лет, пробуют с одним, другим. Но когда попадают в точку, становятся лояльными и очень верными этому тренеру.
— А если тренировки все-таки превращаются в флирт — как это влияет на эффективность?
— Если человек не переходит грань, то флирт может помогать. Ну вот человеку не хочется идти на тренировку, ему скучно, лень, он устал после работы. Но когда есть вот этот момент легкого флирта, у него начинает либидо играть, гормональный выброс происходит, ему все хочется, и он бежит заниматься с удовольствием. В этом случае все здорово.
Но если ситуация выходит за рамки, то, конечно же, это всегда разрушительно — тренер и клиент расходятся.
Очень редко бывает так, что, перейдя границу, тренер и клиент остаются вместе и тренировки их продолжают быть полезными. Как правило, либо эффективность падает, либо люди просто перестают общаться. Но тут все, конечно, зависит от человека.