«Эволюция»
Что это. Лучший способ объяснять детям теорию Дарвина – если вы, конечно, с ней согласны. «Эволюцию» придумал Дмитрий Кнорре – выпускник биофака МГУ, научный сотрудником НИИ физико-химической биологи и азартный популяризатор наук.
Правила очень легко понять, но в то же время в них кроется потрясающая стратегическая глубина. В начале игры каждому участнику дается несколько карт «существ». Если положить их рубашкой вверх, то это будут простейшие твари без навыков и умений. Но на обратной стороне каждой карты изображено определенное свойство – например, способность летать, накапливать жировые запасы (ох уж эта шутка природы!), стервятничать, прятаться от хищников или атаковать других зверей.
В итоге перед первым раундом игры у каждого участника уже есть небольшая армия, которая может состоять как из стайки простейших тварей, так и из одного-двух развитых существ.
Дальше следует фаза пропитания: на поле появляется случайным образом определенное количество еды. Если ее много, то все существа прокормятся, дадут потомство и получат новые карты. Если ресурсов не хватит или кто-то из игроков решит повоевать, то начнется естественный отбор.
Хищники будут нападать на травоядных, стервятники отбирать еду у медлительных животных, а самые незащищенные слои населения ждет голодная смерть. Игра продолжается несколько циклов, а длится, в зависимости от числа участников и их дотошности, минут 20–40.
Победителем объявляется тот, кто смог взрастить самый многочисленный и развитый биологический вид.
Почему это понравится всей семье. Компетентность «Эволюции» как учебного пособия подтверждена на международном уровне: в частности, игра вошла в ознакомительный курс биологии американского университета Минот.
«Эволюция» весело нарисована и понятно написана, так что благодаря ей дети смогут быстро разобраться с терминами вроде «мимикрии», «симбиоза» и прочих «репродукций».
Вдобавок она развивает внимательность и учит быстро отвечать на вызовы окружающей среды.
К примеру, добавил соперник к одному из своих существ свойство «хищник». Как избежать атаки? Можно спрятать свою главную тварь под воду или в нору.
Но вдруг хищник и сам в следующем ходу станет водоплавающим? Страсти за столом кипят не хуже покерных. Но без денег. Заодно «Эволюция» учит управлять каким-никаким, но портфелем активов.
Число карт всегда ограничено, поэтому формировать племя нужно с умом. Можно сделать ставку на одно суперсущество – но его будет трудно прокормить. Второй вариант – положиться на кучу простейших тварей, которые, если вдруг выживут, дадут огромное потомство.
В итоге игроки, сами того не зная, занимаются тем, что серьезные дяди зовут «менеджментом рисков».
«Голливуд»
Что это. Симулятор киностудии. Каждый игрок начинает свой путь к миллиардным сборам с семи тузов в рукаве – карт со сценариями фильмов, парой неизвестных актеров, специалистами вроде звукорежиссера и оператора.
Радоваться удачной раздаче (или горевать по поводу неудачной) рано: в начале игры все участники по очереди отдают часть карт соперникам, а те им. В итоге у всех получаются примерно равные колоды, из которых уже можно соорудить какое-никакое кино.
Минимальные требования, чтобы снять фильм (или несколько фильмов): карта сценария, режиссер и актер или актриса. Чтобы кино заработало больше денег, нужно постараться заманить в команду максимум звезд и специалистов в самых разных областях – гримеров, мастеров по спецэффектам и так далее.
Знаменитые актеры и режиссеры капризны, поэтому за них приходится бороться на закрытых аукционах: знаменитости достаются тем, кто предложит больший гонорар.
Вдобавок, звезды капризны: Том Круз, например, не будет сниматься в ужастике, а Джеймс Кэмерон почему-то не жалует комедии (неужели авторы игры не видели «Правдивую ложь»?).
Но если их все-таки удастся заманить на съемочную площадку, то они принесут немалые бонусы к кассовым сборам и увеличат шансы на «Оскар».
Почему это понравится всей семье. Во-первых, «Голливуд» – хороший способ познакомить детей с приличным кино: на картах изображены люди вроде Роберта Де Ниро и Джека Николсона, смотреть на которых куда приятнее, чем на «Мстителей» и «Трансформеров».
Во-вторых, игра рождает иллюзию грандиозного и ответственного дела. Каждый участник руководит сложным проектом с участием кучи специалистов.
Чтобы фильм элементарно был снят, нужно учесть множество нюансов. Сценарист, режиссер и актеры должны уметь работать в одном жанре. Вражеских агентов надо держать подальше от звезд. А расходы на гонорары не должны быть выше прибыли от проекта, которая считается по достаточно сложной схеме.
Увы, игра длится всего три раунда (по 15–30 минут каждый), поэтому выстроить долгосрочную стратегию не получается. Но если участники договорятся поиграть подольше, то у каждого со временем появится своя рыночная ниша.
Кто-то сделает ставку на авторское кино, которое собирает мало денег, но завоевывает золотые статуэтки. Кто-то будет стараться выпускать по суперблокбастеру в год. А кто-то наладит штамповку дешевых комедий по российской модели. Если за столом соберется достаточно раскрепощенная компания, то можно вместе пофантазировать о сюжете каждого из фильмов. Мечтать ведь не вредно.
«Доббль»
Что это. В компактной и надежной жестяной коробке с «Добблем» – 55 круглых карт. На каждой – по восемь никак не связанных друг с другом картинок самых разных размеров. Динозавры, иглы, яблоки, драконы, карандаши, привидения, шахматные фигуры.
Издевательство над игроком тут заключается в том, что у любых двух карточек есть лишь одна общая картинка, и найти ее непросто даже в спокойной обстановке.
А когда рядом ерзают еще пять человек, которые то и дело кричат «Динозавр!» и выдергивают у вас из-под носа карту, сконцентрироваться становится совсем сложно.
У «Доббля» есть минимум пять сценариев. В одном побеждает тот, кто забрал больше всех карт со стола. В другом – тот, кто быстрее скинул все карты с руки. В других сценариях надо взаимодействовать с соседями — то есть контролировать вообще все поле сразу!
Почему это понравится всей семье. Для «Доббля» не нужны ни кубики, ни ручки с бумажками, ни лишнее пространство: как следует наиграться в него можно и на заднем сиденье машины, и в электричке, и на траве. При этом займет партия не больше пяти минут. А пользы от «Доббля» столько, что авторам стоило бы подать заявку на какой-нибудь грант от своего министерства образования.
Во-первых, игра учит концентрировать внимание и быстро систематизировать информацию. Во-вторых, без хладнокровия и умения держать себя в руках в ней не победить: стоит немного расслабиться или отчаяться из-за полосы неудач – съедят, обойдут.
В-третьих, с помощью «Доббля» можно понять, насколько ребенок доверчив и не склонен ли он к мелкому жульничеству ради победы.
Бывает, что игрок кричит «Динозавр!» и уверенно хватает карту, на которой динозавра не было и в помине. А бывает, что кто-то, наоборот, стремится перепроверять ходы соперников почем зря. В-четвертых, в этой игре всегда можно притвориться старым и больным и начать немножко поддаваться, чтобы подбодрить маленьких чемпионов.
«Монополии 80 лет»
Что это. Всем знакомая «Монополия», но эффектно оформленная по случаю юбилея. Вместо дешевых и невзрачных фигурок – талисманы, которые немедленно хочется повесить на связку ключей. В наборе – знаменитая пушка, паровозик, всадник и чугунная ванна; не хватает разве что классического утюга.
Деньги в новой редакции больше похожи на яркие евро, чем на одинаковые белые бумажки, которые обычно доставались российским игрокам.
А улучшения недвижимости теперь символизируют симпатичные деревянные домики, как в «Агриколе». По случаю юбилея каждая клетка поля посвящена разным городам — столицам Старого Света и растущим центрам глобальной экономики будущего. В тренде, разумеется, Южные Азия, Америка и Африка, но и Москву не забыли. Спасибо.
Почему это понравится всей семье. Вот уже 80 лет «Монополия» остается одним из первых связных между детьми и миром денег; опережают ее разве что бабушки, отправляющие внучат в магазин за хлебом.
У родителей, таким образом, появляется возможность понаблюдать за этим важным знакомством со стороны. А если еще и назначить чадо казначеем, то его успеваемость в математике наверняка подрастет. Главное, чтоб не дошло до громких коррупционных процессов.
«Диксит»
Что это. «Диксит» – плод совместной фантазии детского врача Жан-Луи Рубиры и художницы Мари Кардо. Придумывая игру, они пришли к тому же выводу, что и Борхес с Кэмпбеллом: в мире существует бесконечное количество историй и ограниченное число сюжетов. Поэтому сказки разных народов так похожи, а персидский ковер-самолет – вполне уместное транспортное средство для норвежских троллей.
В итоге Кардо нарисовала колоду карт, на каждой из которых нет ни слова, но есть потрясающая картина, зовущая к странствиям. А Рубира придумал гениальные правила.
Ведущий игрок должен положить на стол рубашкой вверх одну свою карту и произнести слова, с которыми она у него ассоциируется. Или спеть, или изобразить жестами — описывать картинку можно как угодно. Все остальные игроки должны выбрать из собственной колоды по карте, максимально близкой к этому описанию, и положить их рядом.
После этого карты на столе перемешиваются, открываются, и участники пытаются отгадать, какая из них принадлежит ведущему. Делается это с помощью тайного голосования.
Задача ведущего – сформулировать ассоциацию достаточно сложно, чтобы ее поняло как можно меньше соперников. Но и сильно запутывать их не стоит: если ведущего никто не поймет, то он будет оштрафован. Задача других игроков – подкинуть такую карту, за которую по ошибке проголосуют другие.
Роль ведущего переходит по кругу, а разноцветные зайцы скачут по игровому полю. Кто первым наберет 30 очков, тот и победил.
Почему это понравится всей семье. «Диксит» – чемпион среди настольных игр по гуманизму: таких трогательных, глубоких и человечных сюжетов, как на его картах, вы не найдете больше нигде (за исключением государственных музеев).
Творчество Кардо – живопись высочайшего класса, в которую хочется вглядываться и после игры.
А во время игры участникам предстоит интенсивная работа ума и сердца: нужно ведь не только понять, что загадал соперник, но и почувствовать каждое его слова.
А главное, «Диксит» приглашает к фантастическому полету фантазий – на том самом персидском ковре, в компании мышонка-рыцаря, заклинателя змей и рыжей королевы.