В кризис работодатели начинают чувствовать себя как-то бодрее, а вот у наемных работников уверенности в будущем убавляется. Для тех, кто работает «на дядю», наступает не самое легкое время: профессионалы HR уже отметили, что рынок кандидата сменился рынком работодателя, и сегодня многие чувствуют это на себе.
Специально для тех, кому приходится ежедневно доказывать свою незаменимость, перерабатывать, соглашаться трудиться в выходные и идти на прочие подвиги, чтобы сохранить место и избежать увольнения, мы поговорили с теми, кто влияет на положение наемных работников самым непосредственным образом. Работодатели и специалисты по работе с персоналом объясняют, как перестать бояться увольнения, даже если оно вам пока не грозит.
Изменить отношение к работе
Трудиться усерднее — придется. Работодатели и вправду становятся требовательнее, чем раньше: они могут себе это позволить.
«Думаю, что часть работодателей может воспользоваться кризисом для того, чтобы сотрудники работали больше за те же деньги. За меньшие — вряд ли, это нарушение ТК РФ. С учетом того, что в Москве компании сокращают персонал на 20–30%, сотрудники сами будут прикладывать больше усилий, чтобы не оставаться не у дел», — говорит Инна Алексеева, генеральный директор PR-агентства PR Partner.
Однако дело не только в этом. «Непростая ситуация для бизнеса заставит руководителей давать сотрудникам, которых не сократят, больше работы при сохранении прежней зарплаты. Да, это тяжело и потребует от человека напряжения всех сил, — утверждает Глеб Лебедев, директор по исследованиям HeadHunter. —
Но с другой стороны, это же и шанс проявить себя, в результате сделав карьерный скачок за один-два года, на который при стабильных временах потребовалось бы лет пять».
Работать больше, чтобы профессионально вырасти, предлагает и Елена Манаева, заместитель HR-директора компании AT Consulting: «Методы и подходы, которые работали на растущем рынке, неактуальны для сокращающегося и стагнирующего. В кризис задачи могут качественно измениться, а это означает, что сотруднику нужно искать новые способы и подходы к их решению. Очевидно, что это дополнительные временные затраты. Но в этом есть положительная сторона: новые задачи — это способ проявить себя, профессионально вырасти. Кризисы заканчиваются, а опыт и достижения остаются и будут вознаграждены».
Получается, что, раз мы не можем исправить ситуацию, нам нужно изменить отношение к ней — и воспринимать необходимость работать больше как вызов и возможность научиться чему-то новому.
Сравнить себя с другими
Отношение к сотрудникам — сфера, в которой ярче всего проявляются различия в подходах отечественных и иностранных компаний. Сейчас вдруг становится как никогда важно, кто у вас генеральный директор и кто придумывает правила, по которым должны жить сотрудники.
«Западные компании чаще работают не «по понятиям», как наши, а по закону: обычно международные компании соблюдают права работников и выплачивают необходимые компенсации при увольнении», — рассказывает Инна Алексеева.
Более подробно об этом рассказывает Рустам Барноходжаев, руководитель департамента по работе с ключевыми клиентами кадрового агентства «Юнити»: «По словам соискателей, приходящих к нам на собеседования, во многих российских компаниях не оплачиваются переработки. Кроме того, в отечественных организациях более строгая дисциплина — в западных компаниях руководство «заточено» на результат и ему не так важно, вовремя ты пришел или нет».
При этом надо понимать, что зарубежные компании делятся на западные и азиатские. В европейских и американских фирмах обязанности перед сотрудниками исправно выполняются: зарплаты выплачиваются вовремя, переработки оплачиваются. Там сотрудники защищены.
«Если говорить про азиатские компании, то ситуация везде разная, — продолжает Рустам Барноходжаев. — Кто-то очень щепетильно относится к своим обязанностям перед работниками, а кто-то отличается тотальным контролем над сотрудниками.
К примеру, во многих японских и корейских компаниях прописано, что в течение часа сотрудник может уйти на перерыв не более чем на 15 минут. И время отдыха контролирует человек, который нанят для того, чтобы отслеживать эти процессы. Также в некоторых компаниях есть сотрудник, который ходит за спинами работников и следит за тем, что у них отображается на мониторе. Многие сотрудники не свыкаются с таким режимом работы и уходят, а те, кто отработал в азиатской компании хотя бы три года, очень ценятся на рынке труда».
Почитать Трудовой кодекс
Кризис бросает сотрудникам компаний еще один вызов: если вам все-таки кажется, что вас используют, и вы начинаете сомневаться в том, что крепостное право давно отменили, свои права стоит отстаивать только в том случае, если вы хорошо их знаете. Так, как советует Елена Манаева, «с аргументами, здравым смыслом и без истерик».
Прежде всего она предлагает проанализировать ситуацию и понять, во-первых, насколько драматичны изменения, которые происходят: нужно просто интенсивнее работать и это адекватная реальность в кризисное время или вам предлагают пахать без выходных за существенно меньшие деньги.
А во-вторых, насколько они масштабны: происходит ли это на уровне всей компании, или затронуто только ваше подразделение.
В таком случае очевидна оптимизация вашей рабочей функции и пора реально оценить свою роль и вес в подразделении, возможно, стоит сразу начать искать другую работу.
«Можно жаловаться в трудовую комиссию, если вам незаконно сократили заработную плату, — говорит Инна Алексеева. — Но при этом надо помнить, что восстановить отношения с работодателем потом будет сложно. Нужно изучать закон и знать о своих правах. К примеру, вас не имеют права уволить неожиданно. Если это сокращение, должны выпустить приказ по компании и предупредить за два месяца, а затем еще выплатить компенсацию. Если сотрудник знает ТК РФ, работодатель не сможет его так просто запугать».
Что вселяет некоторую уверенность, но вынуждает внимательнее читать Трудовой кодекс, а также интересоваться: что же у нас там такое написано в трудовом договоре?