Накормить ребенка — это целая проблема. Дети слишком любят фастфуд, презирают овощи и ненавидят, когда их заставляют есть суп, а взрослые готовы бороться до последнего за каждую ложку борща: «И пока не доешь, из-за стола не выйдешь!» В чем причина этих противоречий, как убедить ребенка питаться полноценно и правильно и без каких витаминов не обойтись ни одному школьнику? «Газета.Ru» поговорила об этом с диетологом, главным врачом клиники «Фактор веса» Мариной Копытько.
— Первое, что хочется узнать о рационе для школьника: сколько белков, жиров, углеводов и клетчатки нужно получать в день? Какие-нибудь нормы существуют?
— Да, нормы физиологических потребностей прописаны для людей различных категорий, в том числе и для детей разных возрастов. Их можно найти в интернете, наизусть, конечно, все граммы белков, жиров и углеводов никто не помнит. Но надо сказать, что эти нормы используются для расчета меню в детских садах и школах, а в жизни их применить сложно. На практике нужно опираться на принципы формирования меню для школьника, которое даст ему достаточно питательных веществ, чтобы и физически расти нормально, и интеллектуально развиваться, и справляться со школьными нагрузками.
— Что это за принципы?
— Один из самых важных — режим питания. У ребенка должно быть три стандартных приема пищи — завтрак, обед, ужин — и один или два дополнительных в зависимости от продолжительности дня. Если ребенок в девять часов вечера ложится, он может без полдника обойтись, а если в десять-одиннадцать ложится, то не обойдется. Еще нужно уточнить, как ребенок питается в школе: если помимо завтрака в школе предоставляют дополнительное питание — фрукт или стакан молока, — то с собой ничего давать не нужно, а вот если ничего подобного нет, полезный перекус нужно продумать.
Расписывая режимность завтраков-обедов-ужинов, можно и время примерно указать: желательно, чтобы последний прием пищи был за два-три часа до сна. Если у ребенка есть проблемы с весом, рекомендации будут другими, тут лучше всего посетить врача. Еще один важный принцип — это разнообразие. Нужно сделать так, чтобы в питании школьника присутствовали все группы продуктов: белки (мясо, рыба, курица, морепродукты, творог), зерновые (макароны, каши, то есть все, что энергию дает), овощи (это клетчатка, витамины, органическая вода), фрукты (витамины, органическая вода), молочные продукты (кальций), жиры.
— А сладости к какой группе относятся?
— Это отдельная группа. Сладкое желательно давать где-нибудь в районе 16.00. К этому моменту ребенок, как правило, устает, а ему еще нужно почти половину дня прожить, поэтому в этот момент какой-то полусладкий полдник будет как раз уместен.
Это может быть фрукт, сладкий йогурт, какая-то выпечка — то, что даст энергию на вторую половину дня, когда нужно делать уроки и заниматься другими делами.
— Что делать с конфетами и другими сладкими десертами? Их же нельзя совсем не давать?
— Если у ребенка нет проблемы с весом, сладости можно давать любые. Единственная хитрость — не стоит это делать на голодный желудок. В конце обеда, с полдником — да, но как самостоятельную еду — ни в коем случае. Типичная ошибка многих родителей — давать доступ к еде ребенку все время. В этом случае ребенок без конца ест фрукты, баранки, шоколадки, орехи — все, что в вазочку насыпано и стоит на видном месте. Конечно, в обед никакой суп он есть не будет.
— Суп, кстати говоря, не все любят. Его обязательно есть?
— Раньше считалось, что обязательно, сейчас — нет. Насиловать детей не надо. Если хотя бы два-три раза в неделю он ест суп, это нормально. Важнее, чтобы ребенок в обед съел полноценное второе блюдо, то есть гарнир и мясо или кусочек рыбы.
А суп… Объем желудка он заполнит, но даст ли он белок и витамины, еще не факт.
— А что делать с теми детьми, у которых нет аппетита?
— Надо под них подстраиваться, предлагать им только второе блюдо... Вообще-то очень редко бывает, чтобы у ребенка действительно не было аппетита. Обычно это означает, что ребенок заболевает. И тут очень важно не насиловать его едой: в этот момент у него нет потребности в пище. Но здоровый ребенок есть хочет всегда.
— Не знаю, многие едят с такими скандалами…
— Значит, нужно разобраться. Например, может оказаться, что ребенок перекусывает между основными приемами еды и, когда семья садится ужинать, он банально не голоден. Он съел какой-нибудь сухофрукт, и ему достаточно. Выпил стакан сока, и он ему на два часа энергии дает. А взрослым кажется, что он ничего не ест. (Делает большие глаза, пародируя ужас.) Бывает так, что ребенку еда в принципе неинтересна.
Тогда можно вовлекать его в процесс приготовления еды, поручать сделать то, что он может по возрасту. Бросить в кашу изюм или курагу, почистить картошку, перемешать салат. Так у него включается интерес к пище.
— Как бороться со всякими сладкими газировками и чипсами?
— Откровенно бороться как раз не надо. Дети наблюдают друг за другом, и, даже если в семье не принято есть чипсы и пить газировку, им интересно это попробовать, потому что одноклассники это едят. Так что если это не продукт ежедневного потребления в семье, паниковать не нужно. Более того, лучше знакомить ребенка с фастфудом. Тема чипсов и другой вредной еды не должна как-то выделяться, ее нужно обыденно обсуждать.
Вы идете в магазин, планируете покупки — время от времени включайте в список чипсы и объясняйте, что съедите их вместе после ужина, когда будете смотреть мультик.
Не акцентируйте внимание именно на чипсах, и ребенок будет к ним относиться спокойно.
— Но когда ребенок требует чипсов, как ему сказать, что они вредные?
— Если он кричит и требует, это плохой признак — это значит, что в коммуникации с родителями что-то нарушено и нужно к психологу обращаться. Гораздо чаще получается так, что позиция мамы и папы в этом вопросе разная. И если на улице мама с папой уже начинают пререкаться: «Я куплю»,«А я не куплю», у ребенка происходит рассогласование. Если хотите объяснить, что чипсы есть вредно, лучше всего сказать: «Я бы не хотела, чтобы ты съел чипсы, потому что они содержат много соли, в них много консервантов». Или еще проще — сказать, что чипсы подействуют на кожу, будут угри: «Хочешь, чтобы кожа была жирной? Ешь. Не хочешь? Не ешь». Надо давать выбор.
— Что с овощами делать, если ребенок их не любит?
— Надо понять, любят ли овощи в семье. У кого-то нет культуры потребления этой группы продуктов. Есть, конечно, индивидуальные предпочтения, когда ребенок ест только огурцы и не ест помидоры. Тут нет ничего страшного! Огурцов вполне достаточно. А чтобы ребенок ел больше овощей, можно свежую морковку, черешки сельдерея и помидоры черри красивыми, помытыми класть в вазочку и ставить в поле зрения ребенка. Чтобы он не шоколад тянул вольно или невольно, а то, к чему вы хотите его приучить.
— В чем причина детского ожирения?
Переедание, фастфуд и гиподинамия. Если в семье есть полные люди, вероятность того, что у ребенка будет большой вес, очень большая. Здесь сказывается характер семейного питания. Дело не в какой-то жуткой наследственности, все гораздо проще.
У мамы с папой лишний вес не просто так, они как-то его наели. Либо порции большие, либо ассортимент не тот, либо слишком много насыщенных жиров или трансжиров.
И ребенок приучается есть больше, чем ему нужно, пища переваривается, откладывается в виде жиров. Жировые клетки, когда их много, начинают выполнять эндокринные функции, и ребенку сложно похудеть.
— Детям похудеть тяжелее, чем взрослым?
— Если семья не поддерживает — да. Часто бывает так, что врач рекомендует сбросить вес, а родители продолжают есть при ребенке конфеты. Получается, что им можно, а ему нельзя! Это вызывает море негодования. А когда в семье несколько детей, и одному можно есть шоколад, а другому нельзя, это очень обидно. Он же не понимает, что это связанные вещи: ты съел шоколадку — получил 600 лишних калорий. Как их потратить? Не набегаешься.
— Какие витамины и микроэлементы нужны школьникам?
Крайне необходимы витамины группы В — В2, он есть в молочных продуктах, и В6 и В12, они есть в в мясе, в печени, в орехах. Эти витамины нужны для мозговой деятельности и для того, дети были усидчивыми, иначе разовьется синдром гиперактивности, когда дети не могут усидеть на месте в принципе. Плюс витамин С, он отвечает за иммунитет. У большинства наблюдается его дефицит. Проблема в том, что он очень быстро распадается, и, даже если летом вы ели чернику и смородину, к осени он все равно распадется, так что есть что-то, что содержит витамин С, нужно каждый день.
Про микроэлементы можно очень долго рассказывать, но если говорить о том, что нужно для умственной деятельности и памяти, то это магний, селен, цинк, медь, йод. Йода жителям мегаполисов особенно не хватает, поэтому приходится использовать йодированную соль.
— А фосфор? Мне в детстве говорили, чтобы я ела рыбу, потому что в ней фосфор, а он нужен для мозга.
— Для мозга? Нет, фосфор и кальций, они в содружестве укрепляют костную ткань. Ну тоже правильно, потому что ребенок растет достаточно интенсивно. Если кости не успевают за внутренними органами, люди обычно сутулятся, голову в плечи втягивают.
— Нужно ли принимать витамины в виде добавок?
— Да, причем в течение всего года. Но периодически рекомендуют менять витаминную форму, чтобы не было привыкания.
Принимать лучше витаминные комплексы: они должны подходить по возрасту ребенку, и желательно, чтобы в них было как минимум шесть витаминов и хотя бы два-три микроэлемента.
Сложно сказать почему, но факт остается фактом: с едой мы недополучаем то количество витаминов, которое нам необходимо. Чтобы добрать норму, мы должны либо больше есть, либо принимать витаминные препараты. Но если мы будем много есть, надо как-то энергию тратить. Учитывая, что мы сейчас обсуждали гиподинамию... Негде тратить!
— То есть детей надо отправлять на спорт!
— Обязательно, обязательно.