После эры женственности в западной интеллектуальной литературе началась эра мужественности: ученых вдруг начал интересовать мужчина, долгое время остававшийся в тени громких феминистских манифестов. В науке даже появилось отдельное направление — Men's Studies, занимающееся изучением маскулинности в современном обществе, экономике, политике и культуре, исследованием подлинной роли мужчины в современном мире.
Рейвен Коннел «Маскулинности» (1995 год, переиздание в 2005 году)
Raewyn Connell «Masculinities»
Рейвен (в прошлом Боб) Коннел — австралийский социолог, одна из первых ученых, кто ввел понятие маскулинности в сферу научного интереса. Ее книга «Маскулинности» стала классикой гендерных исследований. В ней Коннел утверждает, что невозможно рассматривать мужественность как объективное свойство, мужественности бывают разные и образуют собой иерархическую систему.
Автор выделяет три основных вида: гегемонную маскулинность — модель поведения, на которую ориентируются большинство мужчин и мальчиков, — образ мачо. Соучаствующую маскулинность — поведение мужчин, которые не стремятся занять доминантную позицию, а играют вспомогательную роль в системе, но при этом пользуются ее преимуществами. И подчиненную маскулинность — модель, в соответствии с которой мужчина занимает низшую ступень гендерной иерархии (здесь подразумеваются в основном геи). Коннел впервые подвергает понятие мужественности критическому осмыслению и показывает, что это не просто брутальность, а сложная многоуровневая система, которая ко всему прочему еще и постоянно трансформируется.
Джексон Кац «Парадокс мачо» (2006)
Jackson Katz «The Macho Paradox»
Кац — известный в Америке борец против домашнего насилия, создатель образовательной программы «Наставники в профилактике насилия», которая активно используется в Штатах в военных и спортивных организациях. «Парадокс мачо» стал излюбленной книгой антисексистов и эффективным аргументом для феминистов и феминисток.
В ней автор исследует агрессивное поведение мужчин, разбираясь, как оно увязывается с понятием мужественности.
Также он пытается ответить на вопрос, почему мужчины бьют женщин, и утверждает, что домашнее насилие — это не женские проблемы, а в первую очередь мужские. В современном обществе эта тема парадоксальным образом вообще не увязывается с мужчинами, отмечает Кац. В центре обсуждения всегда жертва, пассивное лицо, а сам актор остается в тени. Автор предлагает перенести наконец общественное внимание с жертвы на насильника, переформулировать вопрос «Почему их привлекают такие мужчины?» на более логичный вопрос «Почему эти мужчины такие?».
Уоррен Фаррелл «Миф о власти мужчин» (1993 год, переиздание в 2000 году)
Warren Farrell «The Myth of Male Power»
Фаррелл — известный борец за права мужчин в США. Начинал как феминист, но довольно быстро понял, что феминизм не имеет ничего общего с идеей равенства полов, и сосредоточился на изучении роли мужчины в современном обществе. Его «Миф о власти мужчин» стал международным бестселлером и основополагающим трудом в области изучения маскулинности. В нем Фаррелл заявляет: распространенное представление о том, что мужчина имеет неограниченную социально-экономическую и политическую власть, — заблуждение.
Просто мужчин приучили называть властью то, что представители любой другой социальной группы назвали бы отсутствием власти.
Фаррелл приводит в пример обязательную воинскую повинность: если бы любая другая социальная группа была выбрана на основании своих исключительно врожденных, не зависящих от них качеств (будь то афроамериканцы, евреи, женщины или гомосексуалы), то мы бы немедленно сочли это дискриминацией. Однако в том, что мужчин призывают на службу только на основании врожденного признака — их пола, — мы не находим ничего предосудительного. И так во всем. В качестве ключевого аргумента в защиту своей теории Фаррелл использует статистику высокой мужской смертности и суицидов.
Хелен Смит «Мужчины на забастовке» (2013)
Helen Smith «Men on Strike»
Хелен Смит — судебный психолог, специализирующийся на жестоком поведении детей и взрослых. В первой своей книге Смит задавалась вопросом, как можно определить детей, способных на убийство. Во второй — «Мужчины на забастовке» — Смит волнуют уже другие, «более взрослые» материи. Например, почему современные мужчины бойкотируют брак, отцовство и «американскую мечту». Автор пытается объяснить этот феномен особенностями современной культуры, которая определяет маскулинность как нечто плохое. Общество не любит иметь дело с мужчинами, игнорирует их нужды, в большинстве случае принимает сторону женщин в спорных ситуациях, особенно связанных с разводом и детьми.
Все это угнетает мужчину. В этом новом контексте он меньше всех заинтересован в браке и в том, чтобы заводить семью.
Мужская инфантильность лишь одна из сторон феминизации общества, другая сторона — высокий уровень нервных расстройств и суицидов среди мужчин. Смит, как и Фаррелл, оперирует убийственной статистикой: в 2010 году в Штатах покончили жизнь самоубийством 38 тыс. человек, 30 тыс. из них были мужчинами.
Роберт Блай «Железный Джон. Книга о мужчине» (1990)
Robert Bly «Iron John: A Book About Men»
Роберт Блай — популярный американский поэт и писатель, отец мифопоэтического мужского движения. Это направление можно считать скорее духовным, нежели политическим: главной задачей современности оно считает обретение мужчинами утерянных базовых мужских ценностей. Книгу Блая «Железный Джон» принято считать манифестом этого движения. Само произведение является абсолютным хитом, продержавшимся 62 недели в списке бестселлеров по версии The New York Times.
По мнению Блая, сегодняшнее общество деформирует мужское сознание. Для возвращения целостности восприятия мужчинам необходимо вернуться к древним смыслам, которые, в свою очередь, скрыты в мифах. В качестве основополагающего мужского мифа Блай рассматривает сказку братьев Гримм «Железный Джон» (на русском языке более известна как «Железный Ганс»), в которой рассказывается о том, как дикий человек из леса воспитал королевского сына. На этом примере Блай иллюстрирует переход мужчин из отрочества в зрелый возраст, отношения подростка с родителями и наставником.
Благодаря сказочному сравнению автор приходит к необычному выводу: обязательным спутником взросления любого мужчины становится некое духовное падение, уход в подполье («катабасис» с греч. сошествие в ад), то, что позволяет мужчине вступить в более глубокий контакт со своим внутренним я, со своей мужественностью.
В то время как в современном обществе, нацеленном на скорейший успех, этот переход абсолютно дезавуирован. Из-за его отсутствия многие мужчины сегодня впадают в депрессию или становятся алкоголиками, пытаясь подсознательно воссоздать этот социокультурный ритуал. Мужчины, по мнению Блая, должны обратиться к своим корням, уйти от навязываемых современной культурой образов чувствительного парня или, наоборот, брутального мачо и начать поиск своего гармоничного пути.