Все цвета экомоды
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «экологическая мода»? Возможно, вы представляете себе спокойную палитру — естественные, неяркие краски; рустикальные фактуры — поверхность необработанного льна, переплетение соломки, рукотворную вышивку; природные материалы растительного происхождения — хлопковые ткани, фурнитуру из дерева. Такие представления в какой-то мере верны, но далеко не полны: понятие «экомода» может расшифровываться намного подробнее и сложнее.
В отличие от других стилей и направлений в одежде экостиль не всегда считывается визуально.
Чтобы убедиться в экологической ориентированности той или иной вещи, нужно многое узнать о ее происхождении: из какого материала она создана, из какого сырья и кем сделан этот материал. Для некоторых дизайнеров эконаправление становится философией, образом мышления. Например, они принципиально не используют натуральный мех и кожу животных; создают коллекции из материалов вторичной переработки; контролируют вредные выбросы в окружающую среду, в том числе за счет использования натуральных красителей, применения ручного труда, выпуска лимитированных коллекций; тщательно следят за происхождением исходного сырья.
С понятием экомоды неразрывно связан термин «социальная ответственность».
Хороший тон — создавать рабочие места в своей стране (а не использовать дешевые ресурсы Китая), следить за условиями труда рабочих, беречь культурное наследие, чтить национальные традиции изготовления одежды, поощрять и поддерживать мастеров, владеющих секретами исчезающих ручных техник.
Еще одно отличительное свойство приверженцев экологического подхода к моде — стремление использовать материалы без остатка, находить применение обрезкам, либо создавать коллекции из старых вещей, частично или полностью перекраивая или кастомизируя секонд-хенд. Zero waste — принцип кроя, позволяющий минимизировать или даже вовсе обнулить текстильные отходы. Конструкция одежды и раскрой продумываются таким образом, чтобы в работе был задействован каждый сантиметр ткани.
А если «выпады» все же остаются, то их используют для аксессуаров или украшений. По этому принципу действует, к примеру, дизайнер марки Elementum Даниэла Паис, изготавливающая платья, джемперы и шарфы из куска ткани или трикотажа таким образом, чтобы эти вещи можно было всячески трансформировать и модифицировать.
Удивительные вещи получаются у дизайнера Марка Лью: те фрагменты ткани, что обычно отрезаются в процессе раскроя, Марк выводит на лицевую сторону платья и создает из них причудливый декор.
Еще фото
Новые технологии
Эконаправление побуждает интерес к новым, пока еще не освоенным технологиям изготовления одежды. Например, недавнее изобретение ученых из британского колледжа — одежда, создаваемая не при помощи иглы и нитки, а разбрызгиванием спрея (в составе спрея — хлопковые волокна, полимеры и растворители), вполне может вписаться в экопринципы, поскольку производство такой одежды предполагает минимальное расходование энергии и минимальные выбросы в атмосферу.
Другой пример «зеленой» технологии — разработка дизайнера Сюзанны Ли: она придумала выращивать одежду из бактериальной целлюлозы, что позволяет создавать вещи прямо на манекене, без кройки и шитья.
Еще фото
Экомода по-российски
Российские дизайнеры тоже не остаются в стороне от экологичных изысканий. Например, дизайнер Ксения Семенча (бренд Shemech-ki) самостоятельно окрашивает ткани природными красителями и покупает в Узбекистане домотканый икат, выработанный по старинным технологиям. Дизайнер Екатерина Щукина (Schu-Ka-Felt) изготавливает одежду из валянной шерсти, используя руно овец, которое не обрабатывалось химически.
А художник по аксессуарам Алина Белоусова разрабатывает любопытные украшения и дополнения к одежде, используя обломки компьютерных плат и прочий подобный «мусор».
Еще фото
Парадоксы экомоды
Потребителю не всегда удается разобраться, создавалась ли та или иная коллекция с искренней заботой об окружающей среде или же бренд использует популярную «зеленую» тему в качестве маркетингового хода, понимая, что коротенькая приставка «эко» непременно вызовет интерес и сочувствие со стороны прогрессивных покупателей.
Поневоле задаешься вопросом: насколько честны по отношению к потребителю массовые марки, больше других загрязняющие окружающую среду как процессом, так и результатами перепроизводства — в тех случаях, когда они реализуют подобные экологические проекты?
Так, совсем недавно британская марка TopShop пригласила к сотрудничеству дизайнерский дуэт Reclaim To Wear, специализирующийся на изготовлении одежды из текстильных отходов, которыми богато любое производство одежды. Дизайнеры Орсола де Кастро и Филиппо Риччи пришли в TopShop и использовали «неликвидные» отрезы денима и трикотажа, чтобы сделать из них капсульную коллекцию. А известный бренд Marks & Spencer запустил в производство модель немнущихся брюк, материал для которых был сделан из переработанных пластиковых бутылок. Идеи замечательные — вот только если бы они не оставалась на стадии одноразовых проектов, а переходили в ранг традиций, не нуждающихся в особой декларации для привлечения внимания. Но, увы, маркетологи продолжают использовать заветное слово «экология» для достижения совсем не экологических целей: повышения интереса к бренду и повышения продаж.
Еще один очевидный парадокс, вызывающих немало споров, в том числе внутри «зеленого» сообщества — использование натурального меха.
По сути, оно наносит окружающей среде меньший вред, чем производство меха искусственного, особенно если учитывать же то, что синтетические материалы долго не разлагаются и должны подлежать специальной утилизации. При этом синтетические материалы более долговечны и износостойки, но много ли найдется потребителей, способных десятки лет проходить в одном и том же пальто, не поддаваясь на провокации скоропалительно меняющихся тенденций?
Дорогая этика
Тот, кто знаком с принципами экомоды, понимает, что экологичный продукт не может стоить дешево. К примеру, хлопок или лен — натуральное сырье растительного происхождения, и оно активно применяется в производстве одежды. Но для того чтобы из этого сырья сделать экологически чистый и социально «правильный» материал, нужно соблюсти несколько обязательных условий. Во-первых, растения должны быть выращены на чистой почве без химикатов. Во-вторых, сырье должно быть выращено и собрано без использования детского труда и с соблюдением надлежащих условий труда взрослых. В-третьих, при выработке материала выбросы в окружающую среду должны быть минимальны, а в дальнейшей обработке и окраске материала не должна применяться химия.
Получается, что сама экоткань уже имеет высокую себестоимость, а ведь из нее еще нужно сшить одежду, и тоже тщательно контролируя все этапы ее производства.
Вполне возможно, что в будущем такой подход к производству одежды будет обычным делом, а потребители в массовом порядке станут приобретать одну дорогую вещь вместо тридцати дешевых, а в дальнейшем не выбрасывать ее, а отправлять в переработку или самостоятельно переделывать. Однако пока такое отношение к производству и потреблению вещей — все же исключение из правил.
Завершая разговор об экологичной моде, «Газета.Ru» предлагает читателям принять участие в небольшом опросе. Ответить на вопросы, приведенные ниже, можно в комментариях к статье.
1. Есть ли в вашем гардеробе вещи, которые вы считаете экологичными?
2. Готовы ли вы платить за экологичные вещи больше, чем за обычные?
3. Каким образом вы участвуете или хотели бы участвовать в защите окружающей среды? Есть ли у вас в связи с этим вопросы, ответы на которых вы не знаете, но хотели бы узнать, в том числе на страницах «Газеты.Ru»?