На этой неделе в Индии проводится один из самых зрелищных фестивалей в мире — индуисты по всей стране празднуют Холи. То, что изначально затевалось как религиозный ритуал изгнания злых духов и пороков, превратилось в одну из самых узнаваемых примет страны. Ряд мероприятий, в ходе которых незнакомые люди забрасывают друг друга разноцветными порошками, отмечает начало весны и может называться «фестивалем цвета» или «фестивалем любви».
Хотя сейчас многие страны переняли красочную традицию и устраивают собственные «Холи» в теплое время года, изначально его предназначение было отчасти медицинским. Как и в холодных странах, одним из главных атрибутов индийской весны остаются простудные заболевания, поэтому на протяжении столетий гулал (цветной порошок) мололи из пигментированных лекарственных растений. Препараты в этом формате быстро попадали в нос и рот тем, кто бы даже не думал заняться собственным здоровьем, а представителям власти удавалось остановить распространение многих вирусов. Со временем и расцветом химической промышленности краски стали куда разнообразнее и начали сулить большие проблемы со здоровьем, но несколько лет назад большая часть производителей пришла к экологически чистой формуле, но лечить инфекции она уже не способна.
Те, кто исповедует индуизм, верят, что от количества краски на их белой одежде зависит личная удача на весь последующий год, так что стать объектом массового цветного «обстрела» считается почетом. К тому же, в те несколько дней пока проходит Холи, индусам позволяется забыть о социальном неравенстве — дети могут поливать взрослых водой, женщины кидаются в мужчин краской, а представители низших каст могут «проявлять неуважение» и забрасывать порошком аристократов и богачей. Остальные атрибуты, присущие традиционным индийским праздникам, тоже есть — множество музыки, песнопений и массовых танцев завершают большими ужинами в кругу семьи и друзей.
Краска от инфекций: почему отмечают Холи
close















Празднование Холи в Мумбаи, Индия, март 2019 года
Francis Mascarenhas/REUTERS1
12











