Как-то на днях меня спросили: а с кем спит мой сын Оскар? Хороший вопрос, подумала я. Точно ответить на него очень сложно: он спит и один в своей кроватке, и с няней, и со мной, и с папой, и даже иногда с бабушкой, которая на выходной подменяет няню. Боюсь, что если у нас в семье еще были бы люди, то он спал бы и с ними тоже. Дело в том, что он плохо спит. Поэтому долго оставаться в собственной люльке у него не получается. Спать с ним за компанию всю неделю все равно что не спать: на третий день начинаешь впадать в легкий транс, забывать слова, путать дела. Оскар при этом чувствует себя прекрасно: он выезжает на улицу и спит там по три часа на воздухе. Даже зависть берет.
И все же мысль о том, с кем должны спать маленькие дети и должны ли они вообще с кем-то спать, не дает мне покоя. Психологи ведь наверняка выдвинут мне какую-нибудь теорию, например о том, что сын мой вырастет страшным бабником, потому что в младенчестве спал с разными людьми. Пожалуй, даже не буду спрашивать мнение специалистов, чтобы заранее не расстраиваться. Опрос подруг дал неутешительные результаты. Катя, мой ориентир в деле воспитания детей, рассказала, что все ее три дочки спят с нескольких недель не только в отдельной кроватке, но и в отдельной комнате. Их сторожит радионяня. И все довольны. Вот, правда, как только девочки обучаются ходить, они среди ночи сбегают из своих кроваток и утром в итоге все равно оказываются в кровати родителей. Я бы на месте старших детей еще и младенца с собой притаскивала. Но если честно, то у Кати все дети воспитанные и спокойные. По производимым хулиганствам они втроем стоят одного моего. Опрос другой моей подруги Наташи тоже мне мало чем помог. Когда ее сын Руслан родился, они жили в общежитии. На окне через щели (с внутренней стороны!) намерзал лед. Так что спать с ребенком в одной кровати было единственным способом его не застудить. Деньги на отдельное кресло-кровать появились у нее только, когда Руслану исполнилось пять лет. Он уже был вполне сознательным мальчиком и радовался отдельному спальному месту больше, чем велосипеду. В общем, тоже не наш случай. Еще у одной моей знакомой, очень деловой и известной девушки Юлианы, сын днем проводит время с русской няней, а ночью с ним в одну комнату приходит ночевать няня-филиппинка. Тут психологи наверняка скажут, что, когда мальчик вырастет, он будет предпочитать азиаток. Ну или что-нибудь в этом роде.
Чтение статей по этому поводу меня окончательно дезориентировало. Оказалось, что есть как ярые сторонники совместного сна, так и его страшные противники. А мне-то казалось, что кто с кем спит — личное дело каждого. Но, как пишет профессор антропологии Джеймс Маккенна: «В клинической педиатрии совместный сон – политическая бомба. Затроньте тему, и вам каюк».
В мире со сном все непросто. Веками складывались нормы сна с детьми, основанные на социальных и культурных традициях разных народов. Например, в Европе и США принято спать отдельно от детей. Я даже где-то вычитала, откуда это пошло. Якобы еще в Средние века бедные многодетные матери сами душили детей (как бы во сне), чтобы хоть как-то контролировать численность своей семьи. А потом признавались в этом на исповеди. От этой средневековой жути идет европейская традиция спать отдельно. К тому же, как я выяснила из исследований, многие матери реально боятся задавить своего маленького ребенка ночью. Вообще не понимаю, как это возможно. Потому что мой ребенок, как только научился ползать, каждый раз пытается задавить кого-нибудь из взрослых. Он то залезет верхом и укладывается спать прямо на тебя, как на матрас, то ударами рук и ног освобождает себе огромный ареал ночного обитания. Если попасть ему под руку, то можно получить и фингал под глаз, и удар ногой под ребро. Мне рассказывали случай, когда во время совместного сна с ребенком со «взрослой» кровати постоянно падал не ребенок (этого тоже все боятся), а муж, загнанный на самый край.
В японской и китайской традиции, наоборот, принято спать с детьми. Исследователи пишут, что в Японии «в целом дети спят с отцом или другими родственниками до 15 лет». Думаю, конечно, преувеличивают, но все равно удивительно.
«Американских детей учат полагаться на себя и проявлять индивидуальность, заставляя их спать в одиночестве. Японских детей учат «добиваться гармонии с группой» и, следовательно, спать с родителями». Вот и реши для себя, что ты хочешь — чтобы твой сын был самостоятельной яркой личностью или хорошо коммуницировал? Хочется и того и другого. Может, тогда оставлять его спать одного через день? А вдруг после этого Оскар решит, что мама и папа его не любят? А вдруг он перестанет любить нас?
Ответ простой. Лично мне вредит чтение психологической литературы, оно не помогает найти ответы, а только ставит дополнительные вопросы. Остановимся на том, что честный ребенок, как говорил Дон-Аминадо, любит не папу с мамой, а трубочки с кремом. Значит надо делать, как удобно мне. Это еще мой специалист по грудному вскармливанию, по кличке Людмила-сиськовед, говорила: счастливы вы, значит счастлив ребенок.
Так что будем продолжать ночную миграцию Оскара и практиковать сон с разными людьми. Ведь нет же таких детей, которые в итоге не научатся засыпать одни и спать самостоятельно. Даже в конце длинного исследования в утешение таким, как я, написано: «В конце концов все НОРМАЛЬНЫЕ дети во всем мире будут спать всю ночь, будут засыпать и просыпаться примерно в то же время, что и другие члены семьи, и рано или поздно они научатся засыпать и просыпаться без помощи матерей и отцов». Остается надеяться, что мой сын нормальный.