6 сентября 2022 года в рамках деловой программы VII Восточного экономического форума, который пройдет во Владивостоке с 5 по 8 сентября, состоится деловая сессия «Северный завоз: новая система снабжения». Участники мероприятия обсудят повышение эффективности северного завоза и транспортно-логистических решений в синергии с Северным морским путем (СМП), а также вопросы правового регулирования на федеральном уровне, введение в эксплуатацию цифровых сервисов прогнозирования для обеспечения надежности и сроков поставки грузов.
В дискуссии примут участие первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов; председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов; заместитель генерального директора ПАО «РусГидро» Александр Чариков; председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко и заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков.
Модератором деловой сессии выступит директор Восточного центра государственного планирования ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.
К территориям северного завоза относятся населенные пункты 25 субъектов Российской Федерации с населением более 3 миллионов человек. Ежегодно в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности завозят около 3,1 миллиона тонн грузов жизнеобеспечения. Большую часть этих грузов – 75 процентов – составляют топливно-энергетические ресурсы. Прямые расходы бюджетов на северный завоз достигают 14,2 миллиарда рублей в год. Обеспечение бесперебойного снабжения территорий северного завоза – важное условие стабильного развития страны. Эта задача является зоной особого внимания и контроля со стороны В.В. Путина. Во исполнение поручения Президента России Правительство Российской Федерации разрабатывает проект федерального закона о северном завозе, принятие которого позволит обеспечить надежность и своевременность снабжения районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, а самое главное, снизить стоимость товаров для северян.
В 2021 году на полях Восточного экономического форума между ФАНУ «Востокгосплан» и ГК «Росатом» было подписано соглашение о взаимодействии в рамках проекта по цифровому двойнику Севморпути и создаваемой единой платформы цифровых сервисов Северного морского пути (ЕПЦС СМП) «АрктикЛабс». Цифровой двойник СМП состоит из нескольких связанных моделей и позволяет подготовить комплексный прогноз при различных сценарных условиях – от оценки эффективности инвестиций в инфраструктуру пути и введения нового транспорта до планирования доставки груза конечному потребителю. Сейчас система «цифрового завоза» готовится к этапу опытной эксплуатации, в ходе которого будет реализовано подключение слоев гидрометеоинформации и данных локаций кораблей и ледоколов. Подключение существенно повысит точность прогноза погодных условий и эффективность логистических схем доставки грузов.
«Благодаря этому проекту северный завоз станет прозрачнее, понятнее с точки зрения логистики, затрат, объемов перевозки. Сформирована единая информационная система, основная задача которой – обеспечение надежности поставок, гарантии того, что продукты доставят в срок. Сам программный продукт работает в пилотном варианте и позволяет прокладывать маршруты как для отдельных транспортных единиц, так и для групп грузов с учетом наличия возможностей их хранения и перевалки. Естественно, все это происходит с непосредственным участием региональных властей. Например, планы по создаваемым логистическим центрам на севере Якутии позволяют проводить расчет по их предполагаемой необходимой мощности и обоснованию развертывания в том или ином районе», – рассказал директор Восточного центра государственного планирования ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.
«Законодательное обеспечение опережающего социально-экономического развития Арктической зоны требует систематизации. Существующая сегодня межведомственная разобщенность, а также отсутствие в законодательстве четкого определения понятия «северный завоз» и единых подходов к планированию и прогнозированию объемов поставок определяют существенные различия региональных систем жизнеобеспечения труднодоступных территорий. Они не позволяют сформировать единый, хорошо работающий механизм для осуществления поставки грузов в удаленные районы Арктики и Дальнего Востока», – отметил председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов.
Всего в программу VII Восточного экономического форума включено более 90 деловых мероприятий, в том числе панельные сессии, круглые столы и бизнес-диалоги. Тема Форума – «На пути к многополярному миру». Подробная информация о деловой программе ВЭФ-2022 – на официальном сайте. Организатор Восточного экономического форума – Фонд Росконгресс.