C поста председателя совета директоров АвтоВАЗа Каданников подал в отставку 27 октября. Опрошенные «Газетой.Ru» аналитики полагали, что его уход был связан со сменой собственника. В день отставки Каданникова совет директоров АвтоВАЗа одобрил сделку по продаже одной из структур «Рособоронэкспорта» акций двух дочерних предприятий завода, в совокупности владеющих 61,8% бумаг АвтоВАЗа, — ОАО «Автомобильный всероссийский альянс» (AVVA) и ЗАО «Центральное отделение Автомобильной финансовой корпорации» (ЦО АФК).
Сумма сделки превысила $700 млн.
Формально Каданников уходил на пенсию, недавно ему исполнилось 64 года. Но эксперты не исключали, что бывший глава завода и после отставки сохранит влияние на автоконцерн, поскольку как топ-менеджер аффилирован с его акционерами.
«Каданников по-прежнему будет принимать участие в управлении, но косвенно», — объяснял Александр Жуков из компании «Метрополь».
Дальнейшее развитие событий показало, что эксперты были правы. В понедельник стало известно, что на вырученные от продажи акций средства Каданников приобрел 70,26% тольяттинского Национального торгового банка. Этот банк занимает 161-е место по размеру собственного капитала среди российский кредитных организаций: его чистые активы на 1 июля 2005 года составляли 4 804,1 млн рублей.
По сообщению банка, Каданников приобрел акции у его топ-менеджмента. 17,7825% и 19,7253% акций банка соответственно ему продали юристы банка Татьяна Мустаева и Татьяна Павлинова, 19,5552% — начальник юридического управления банка Дмитрий Самосудов и еще 4,5110% — главный бухгалтер Валентина Корытина.
Банк был дружественной АвтоВАЗу структурой, Каданников давно знал его менеджмент, и покупка была выгодна обеим сторонам», — предполагает аналитик по металлургии, машиностроению и транспорту ООО «АВК-Аналитика»
Елена Шашкина.
Это мнение подтверждает слова председателя правления НТБ Виталия Вавилина, который признал, что банк полностью контролируется ОАО АвтоВАЗ.
Вероятно, менеджеры НТБ выступали лишь номинальными держателями акций, принадлежащих автозаводу, а акции НТБ были одним из способов расплатиться с Каданниковым за акции АвтоВАЗа, полагают опрошенные «Газетой.Ru» эксперты.
«По всей видимости, это был просчитанный и продуманный шаг Каданникова. Скорее всего, когда он уходил из АвтоВАЗа, условие продажи ему контрольного пакета акций банка уже было оговорено, — считает Олег Душин из ИК «Церих». – Очевидно, что Каданников не захотел уйти из бизнеса и решил остаться в структуре, близкой к его предыдущей сфере деятельности».
Впрочем, часть аналитиков полагает, что НТБ на самом деле не получал от близости к автозаводу никаких сверхприбылей. «АвтоВАЗ действительно имеет счета в этом банке, но по количеству счетов у АвтоВАЗа этот банк ничем не выделяется», – замечают опрошенные «Газетой.Ru» эксперты автомобильного рынка.
Аналитики затрудняются оценить сумму, за которую был приобретен пакет. 93,42% аналогичного НТБ тольяттинского АвтоВАЗбанка недавно были куплены примерно за $30 млн. «Если искать доходный актив в Тольятти, то АвтоВАЗ и банки Тольятти являются самыми выгодными объектами для вложения», – замечает Елена Шашкина.
«Но едва ли Каданников получил пакет акций банка за продажу своей доли в АвтоВАЗе, — сомневается аналитик компании Rye, Man & Gor Евгений Линчик. — У него был небольшой пакет акций завода (по разным оценкам — около 10%. — «Газета.Ru»), но, скорее всего, Каданников его не продаст. Контрольный пакет Национального торгового банка Каданников мог приобрести и за счет средств, накопленных за годы работы в АвтоВАЗе. Через этот банк экс-гендиректор завода может подключиться к ко многим проектам завода, требующих финансового партнера».