Увеличить срок «заморозки» банковских счетов компаний, которые подозреваются в отмывании доходов, с двух до сорока пяти дней предложил глава Федеральной службы финансового мониторинга (ФСФМ) Виктор Зубков. Только такие жесткие методы, по его словам, позволят бороться с фирмами-однодневками, созданными исключительно для легализации преступных денег.
Сегодня, пояснил Зубков, финансовая разведка испытывает определенные трудности из-за того, что в таких компаниях «все фиктивное, кроме банковского счета». «Замораживание же счета могло бы позволить более эффективно проводить расследование в отношении таких фирм», — уверен чиновник.
Конечно, в результате таких действий фирмы могут и потерять деньги, — признает Зубков. — «Но я уверен, что за 90% денег никто не придет и не скажет, что это мои, честно заработанные».
Зато после проведения расследования, «если хозяева денег не найдутся, они будут передаваться в бюджет».
Подобные меры, хотя и могут показаться жестокими, успешно практикуются во многих странах Евросоюза, напоминает Зубков. Поэтому Россия вполне может последовать их примеру.
Наблюдатели отмечают, что предложение ФСФМ — это вынужденная мера. Таким образом, Россия по-прежнему пытается не уронить свой авторитет в глазах международной организации по борьбе с отмыванием денег FATF (Finaicial Action Task Force), которая в июне 2000 года включила Россию в свой «черный список». FATF имела право задерживать на несколько месяцев средства, переводимые из России за рубеж, если они казались ей подозрительными. А с учетом размытости критериев «подозрительности», разработанных в самой FATF, таковым мог быть признан практически любой платеж.
Это негативно отражалось не только на международных сделках отдельных компаний, но и на имидже страны в целом.
«России удалось выйти из «черного списка» FATF и попасть в «белый». Но чтобы удержаться в нем, уважаемому Зубкову приходится идти на непопулярные меры», – сказал «Газете.Ru» заместитель председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы Павел Медведев.
«Но как защитник интересов бизнеса я буду выступать против данной меры. Задержка по оплате счетов в 45 дней равносильна смерти для любого предпрития», – добавил депутат.
Между тем эксперты вообще сомневаются в эффективности предложения ФСФМ. По их мнению, фирмы-однодневки, против которых направлены меры, в меньшей степени пострадают от заморозки счетов, чем реально существующие компании. А усиление контроля станет стимулом для коррупции.
«К моменту, когда счета будут арестованы, все средства с них уже будут переведены. После принятия решения о замораживании у банков в запасе останется несколько часов, за которые компании благополучно обезопасят свои средства», – замечает директор юридической компании GM Consulting Ирина Головняк. Поэтому, по оценке экспертов, эффективность финансовой разведки от заморозки счетов едва ли превысит 2% от общего числа фирм-однодневок.