Нынешний уровень гарантированного страхового возмещения по банковским вкладам в размере 100 тыс. рублей, установленный в прошлом году, по мнению большинства участников финансового рынка, слишком мал. В банковской среде все активнее циркулируют предложения повысить размер гарантированного возмещения вкладов, и, возможно, даже дифференцировать его в зависимости от региона, в котором располагается банк. Глава Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Александр Турбанов даже объявил, что АСВ имеет возможность увеличить к 2010 году сумму страхового возмещения до 600 тыс. рублей.
Однако эти предложения наткнулись на категорические возражения Сбербанка. Глава этой кредитной организации Андрей Казьмин в достаточно резкой форме объявил, что увеличение размера страхового покрытия банковских вкладов не повышает уровня доверия вкладчиков к банковской системе, а, напротив, развивает «безответственность банков и самих вкладчиков». По его мнению, если банки хотят привлечь клиентов тем, что обещают им возмещение по вкладам в крупном размере, то им необходимо не паразитировать на Агентстве по страхованию вкладов, а создать собственную систему страхования. «Чтобы фонд Агентства страхования вкладов был лишь подстраховкой», — предложил Казьмин.
Есть и еще одна причина, по которой глава Сбербанка выступает против увеличения суммы возмещения вкладов. Если она будет повышена, то, соответственно, увеличится и размер ежеквартальных выплат банков агентству. Казьмин же заявил, что настаивает на уменьшении этой нагрузки на банки.
В качестве альтернативных мер, которые позволили бы увеличить доверие людей к банковской системе, глава Сбербанка называет создание эффективной внутренней и общей систем контроля за рисками в банках.
Но российские банкиры не поддерживают инициативы Казьмина. Они убеждены, что банковская система не может сама страховать свои вклады: государственные гарантии в создании большинства вкладчиков куда более надежны, нежели обещания коммерческих структур.
Руководитель розничного блока Промсвязьбанка Валерий Кардашов считает, что говорить о полном отказе от системы страхования вкладов в нынешних условиях нецелесообразно.
«Увеличение суммы страхового покрытия по системе государственного страхования вкладов повышает доверие вкладчиков гораздо значительнее, нежели это могут сделать сами банки. Во всем мире существуют аналогичные системы, причем суммы компенсаций близки к средней сумме вклада. У нас сумма покрытия пока не дотягивает до размера среднего вклада, что негативно отражается на эффективности вкладов и для банков, и для потребителей» – подчеркнул Кардашов.
По статистке Промсвязьбанка, для того чтобы приблизиться к среднему размеру вклада в Москве и Петербурге ($10–12 тыс.), сумма возмещения должна составлять как минимум $10 тыс. В регионах же эту цифру возможно снизить.
Резкие заявления Андрея Казьмина прежде всего отражают интересы самого Сбербанка, а потом уже других участников банковского рынка России и вкладчиков, уверены финансисты.
«Увеличение размера страхового возмещения бьет по конкурентным позициям Сбербанка, – говорит аналитик ИК «Церих» Олег Душин. — А сейчас, какая бы сумма ни лежала в Сбербанке, гражданин уверен, что не разорится».
«Я бы разделил вклады до востребования и текущие счета от срочных счетов. Срочные счета должны иметь определенные гарантии. Усреднение всех видов вкладов привело к тому, что страховая сумма не отвечает ни интересам вкладчиков, ни интересам банков», – сказал «Газете.Ru» Валерий Кардашов.
Между тем в заявлении главы Сбербанка, по мнению экспертов, есть и доля справедливости — в том, что касается снижения нагрузки на банки. По оценке заместителя председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павла Медведева, закон о страховании вкладов пока развернут лишь в сторону вкладчиков и в незначительной степени отражает интересы банкиров.
«Необходимо обеспечить снижение страховых отчислений банков при увеличении размера страхового покрытия вкладов. Это следующий этап работы правительства и Думы над эффективностью законодательства о страховании вкладов», — заявил «Газете.Ru» депутат.