Правительство направило в Госдуму объяснение своей позиции по перераспределению накопительной части пенсии. Обязательные отчисления в накопительную часть должны снизиться с 6% до 2%, а 4% идти в солидарную систему. Соответствующая поправка внесена в законопроект о бюджете Пенсионного фонда России на 2013 год и на плановый период 2014–2015 годов. Он будет рассматриваться во втором чтении 16 ноября.
Объяснение позиции правительства по поправке подписано вице-премьером Ольгой Голодец и согласовано с премьер-министром Дмитрием Медведевым, сообщил «Газете.Ru» источник в аппарате правительства.
В направленной в Госдуму бумаге говорится, что внесенная депутатами поправка о перераспределении накопительной части пенсии соответствует стратегии развития пенсионной системы. «Есть и аргументация», — говорит источник.
По его словам, регламент данного документа не требует приложения позиций Минфина и Минэкономразвития. Руководители этих ведомств выступали против уменьшения отчислений в накопительную систему. А в экспертном управлении администрации президента называли вопрос с накопительной частью пенсии «нерешенным».
«Если мы сейчас увеличиваем за счет накопительной системы распределительную, мы залезаем в карман следующих поколений», — говорил летом глава Минфина Антон Силуанов. По его мнению, перераспределение отчислений будет свидетельством нестабильности политики правительства. В апреле 2012 года в Минфине говорили о необходимости увеличения пенсионного возраста. В стратегии Минтруда это не предусмотрено.
Министр экономического развития Андрей Белоусов также говорил об ошибочности уменьшения отчислений на обязательную накопительную часть. Однако он оговаривался, что ведомство будет реализовывать эти меры, если правительство примет такое решение. Белоусов также говорил, что разницы между снижением отчислений и их ликвидацией нет. «Это отрезание хвоста кошки по частям», – проводил аналогию чиновник.
Минтруда обещает достичь бездефицитного бюджета ПФР, в Минэкономразвития говорят лишь о возможном уменьшении – до 1,4–2% ВВП.
В Минфине и Минэкономразвития затруднились оперативно прокомментировать письмо вице-премьера.
Но комитет Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов поддержал инициативу правительства (позицию за подписью Голодец. — «Газета.Ru»), сообщил «Интерфаксу» глава комитета Андрей Исаев.
Уменьшение взносов на обязательную накопительную часть пенсии предусмотрено Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы, которую разработал социальный блок правительства. К 15 ноября она должна быть представлена на рассмотрение президента Владимира Путина. Критики из числа негосударственных фондов и профсоюзов жаловались, что законопроекты, касающиеся изменений пенсионной системы, вносятся еще до утверждения стратегии.
У разработчиков стратегии есть план-график разработки законопроектов. «Те позиции, которые рассматриваются, по итогам общественных обсуждений правиться не будут», — говорит источник «Газеты.Ru» в аппарате правительства. По сравнению с разработанным правительством вариантом стратегии в обновленном документе должны измениться две ключевых позиции: это нормативный стаж (не 40 лет, а 35) и возраст дожития (не 21 год, а 19).
До внесения поправки о перераспределении накопительной части пенсии прогнозировалось, что доход ПФР (с учетом доптарифов и повышения ставок для самозанятых) составит 6,34 трлн рублей. При этом из федерального бюджета предлагалось направить 2,96 трлн рублей, из региональных – 5,55 млрд. Как говорится в пояснительной записке к проекту бюджета ПФР, расходы фонда в 2013 году должны составить 6,09 трлн рублей. При этом доходы накопительной системы должны были составить 581 млрд рублей, расходы – 266,78 млрд рублей.
Предполагается, что перераспределение отчислений даст ПФР в 2013 году около 380 млрд рублей (еще около 300 млрд должна дать отмена льгот для ряда категорий работодателей).
«Но эти 380 млрд рублей нельзя будет направить на покрытие дефицита: это будет излишек», — говорит источник «Газеты.Ru». По его словам, дефицит бюджета ПФР в 2013 году по-прежнему будет покрываться за счет бюджетных трансфертов.
Авторы стратегии пенсионной реформы указывают, что накопительная система оказалась неэффективной: 6-процентные отчисления увеличивают несбалансированность дефицита ПФР, а гарантий сохранности и возвращения средств нет. Стратегия предполагает, что впоследствии граждане выберут сами, оставить ли 2% взносов работодателей в накопительной системе или вернуть ее в солидарную. Таким образом, накопительная система должна стать добровольной, рассчитывают в правительстве.
К страховой и накопительной частям пенсии должна добавиться также корпоративная. По словам замглавы Минтруда Андрея Пудова, меры стимулирования работодателей для дополнительных отчислений пока обсуждаются. В свою очередь, вице-президент Национальной ассоциации пенсионных фондов Юрий Люблин на «круглом столе» в четверг обвинил противников нынешней накопительной системы в «лукавстве». «ПФР тоже получает бесплатные деньги», — так он ответил критикам, обвинившим пенсионные фонды в бесконтрольном получении денег будущих пенсионеров в свое распоряжение. Люблин напомнил, что накопительная система начала формироваться всего 10 лет назад. За это время, по его расчетам, ВЭБ (государственная управляющая компания) обеспечил около 57% доходности, а негосударственные фонды – более 100%. «Это при инфляции в 91%», — говорил Люблин.
НАПФ и Национальная лига управляющих направили обращения президенту, в которых пожаловались на фактическую ликвидацию накопительной системы. По их мнению, представленная правительством стратегия не сможет обеспечить в 2030 году коэффициент замещения в 40%. «Через негосударственные пенсионные фонды реализуются программы добровольного пенсионного обеспечения, в которых участвуют свыше 7 млн человек. Уже сегодня фонды выплачивают дополнительную пенсию более 1,5 млн человек, прибавка к государственной пенсии у которых составляет 15–20%», — говорится в обращении НАПФ. Ее участники считают, что решение вопроса о сохранности и доходности от инвестирования накоплений не требует ликвидации обязательности этого компонента.
Стратегия развития пенсионной системы также предполагает введение на рынок управления накоплениями банков и страховщиков. Это, по замыслу авторов проекта, должно обеспечить гарантированную доходность для граждан. По мнению президента НПФ Сбербанка Галины Морозовой, такое структурное изменение рынка возможно, но в долгосрочной перспективе. «На пенсионном рынке существуют пенсионные схемы «с установленными размерами выплат», при расчете которых используется актуарная доходность. Для введения такого понятия в обязательном страховании необходимо существенно изменять законодательство», — сказала Морозова «Газете.Ru».