Российская нефть марки ESPO (Eastern Siberian Pacific Ocean) может сменить Brent в качестве нового глобального стандарта для расчетов стоимости нефти на мировом рынке фьючерсов, пишет The Wall Street Journal. Сейчас базой для расчёта нефтяных цен для Европы и стран ОПЕК является стоимость марки Brent, представляющей собой смесь четырех сортов добываемой в Северном море нефти. Для западного полушария индикатором выступает цена техасской WTI. Эталонной маркой для цены на все сорта экспортной нефти из региона Персидского залива является Dubai Crude. Все остальные нефтяные смеси торгуются с привязкой цены к эталонным — с премией или дисконтом.
Экспортный индикатор для российской нефти — марка Urals, получаемая путём смешения тяжёлой нефти Урала и Поволжья с лёгкой западносибирской нефтью Siberian Light. Нефть марки ESPO добывается в Западной и Восточной Сибири и поставляется по трубопроводу ВСТО на восточное побережье России в Приморский край.
Истощение запасов нефти в Северном море, где добывают Brent, и переизбыток нефти в США привели к тому, что Brent и американская WTI вряд ли могут и дальше служить ценовым эталоном, говорят эксперты, опрошенные WSJ.
«Многие участники рынка считают, что WTI потерял позиции эталона. Позиции марки Brent также подорваны, поскольку ее цена подвержена изменениям из-за падения добычи в Северном море и не способна отразить мировые колебания спроса и предложения», — объясняет аналитик Energy Management Institute Доминик Кирикелла.
Эксперты называют ESPO потенциальным будущим эталоном для фьючерсного рынка, учитывая растущий объем поставок этой смеси. Чтобы стать мировым стандартом, объемы суточного производства конкретного сорта нефти должны быть не менее 500 тыс. баррелей, говорит директор агентства Platts по глобальным рынкам Хорхе Монтепеске. В текущем году Россия поставит на мировые рынки в сутки 300 тыс. баррелей нефти ESPO. В будущем году этот объем увеличится до 400 тыс. баррелей. Для сравнения: ежедневные фьючерсные поставки марки Brent на ноябрь этого года составляют 780 тыс. баррелей.
У ESPO есть неплохие шансы быть оцененной мировыми площадками по наивысшему баллу, говорит аналитик ИК «Баррель» Анна Анненкова. «Поскольку ESPO не смешивается с тяжёлыми татарскими и башкирскими нефтями, её качество выше, чем основного российского экспортного маркера — Urals, а по потенциальным объёмам поставок она значительно превосходит сахалинские сорта Sokol (Сахалин-1) и Vityaz (Сахалин-2), — объясняет эксперт. — Кроме того, ESPO имеет меньшее транспортное плечо: если поставка нефти с Ближнего Востока в АТР занимает две-три недели, то восточносибирская нефть может дойти до азиатского покупателя за три-пять дней».
Присвоение сорту ESPO звания эталона будет выгодно России. «Считается, что эталонные сорта более ликвидны, больше торгуются, а следовательно – стоят несколько дороже», — поясняет один из игроков российского рынка.
Но пока более реальны шансы ESPO стать индикатором регионального, а не глобального масштаба.
«Котировки смеси ВСТО имеют все шансы стать ценовым эталоном в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), но для этого необходимо дать рынку гарантии объемов, ликвидности, равномерности поставок, стабильности качества сырья и начать продавать его без привязки к другим индикаторам»,
— говорит директор по развитию бизнеса ценового агентства Argus Михаил Перфилов. — В частности, заводы должны перейти на использование ВСТО в качестве основного сорта в корзине. Затем поставщики должны предлагать партии по фиксированным ценам или в привязке к котировкам ВСТО, что потребует развития рынка финансовых деривативов».
Сегодня только «Роснефть» при продажах нефти по трубопроводу в Китай использует абсолютные значения котировок ВСТО, продавцы сырья на морском рынке предлагают сорт по цене, включающей либо фиксированный, либо опубликованный дифференциал к котировке сорта Dubai, напоминает Перфилов.
Часть экспертов считает, что
создание абсолютного стандарта для мирового фьючерсного рынка нефти в принципе невозможно. Нефтяные бренды Brent и WTI на самом деле являются региональными, а не глобальными эталонами, поскольку, как и все другие, зависят от местной добычи и транспортных условий,
полагает Оливер Якоб из швейцарской консалтинговой фирмы Petromatrix. Немного идеалистично считать, что какая-то одна марка может быть глобальным эталоном, иметь несколько индикаторов правильнее, добавляет он.
«Наличие эталона предполагает, что и покупатели, и продавцы получают сразу ликвидность и прозрачность. Для таких торгов необходимо задействовать и нефтепроизводителей, и хеджевые фонды, и финансовых инвесторов», — добавляет Ол Хансен из Saxo Bank. По его словам, основным барьером для создания нового эталона может стать привлечение инвесторов на торговую площадку с низкой ликвидностью или же создание ликвидности там, где практически нет инвесторов.
Поэтому Brent может остаться одним из глобальных маркеров на достаточно долгий срок, даже несмотря на падающие объемы добычи в Северном море. «Вы просто не можете игнорировать Brent, который задает цены на 70 процентов торгуемой нефти», — убеждены аналитики Мирового энергетического агентства. А марка WTI может преодолеть свою территориальную ограниченность за счет строящихся нефтепроводов.