Кризисный сценарий для России описывается в материалах Минэкономразвития (документ процитировало агентство «Финмаркет»). Худший вариант предусматривает развал еврозоны по схеме исключения неплатежеспособных государств, резкий спад в Европе (минус 2,8% ВВП) при снижении темпов роста мировой экономики до 1,2%.
На этом фоне в первой половине 2013 года цены на нефть рухнут ниже $60 за баррель. А в среднем за год стоимость составит $60 за баррель.
Экономика России в таких условиях не сможет поддерживать рост. При снижении экспортных доходов на 31% ВВП в 2013 году обваливается на 2,7%.
Кризисный сценарий фигурирует в документах МЭР как «вариант А2». Он обещает бюджету потерю почти 3 трлн рублей. Компенсировать дефицит придется за счет денег из суверенных фондов. Из собранных 4,6 трлн рублей через год останется почти 3 трлн рублей.
Смягчать последствия падения цен на нефть власти будут за счет девальвации и высокой инфляции (сокращают потери бюджета, исчисленные в рублях). Фактически, это будут «инфляционный и девальвационный налоги» на население, признают чиновники.
Если события будут развиваться по негативной схеме, инфляция в 2013 году достигнет 11,9%. Реальные доходы населения сократятся на 3,7%. Инвестиции в основной капитал рухнут на 9,1%.
За год из страны уйдут $80 млрд.
На этом фоне произойдет резкое падение курса рубля (сокращает номинированные в рублях потери бюджета и стимулирует экспортные производства за счет снижения рублевых издержек).
Худший сценарий Минэкономразвития предусматривает девальвацию на 43%. В 2013 году курс рубля может опуститься до 45,9 рубля за доллар. В период кризиса 2008–2009 годов глубину девальвации сокращал Центробанк, направляя доллары на поддержку курса рубля. Но в 2013 году этого не будет, ЦБ ограничится поддержанием инфляции на уровне не выше 12%.
Для ускорения выхода из кризиса Минэкономразвития предлагает нарастить государственные инвестиции и социальные выплаты. На индексацию зарплат сотрудникам бюджетной сферы и пенсий будет направлено около 1,5 трлн рублей. Это, по мнению чиновников, обеспечит внутренний спрос и станет стимулом для восстановления торговли.
Рост госраходов может сократить спад ВВП на 0,6%, до 2,1% в 2013 году.
При росте цен на нефть (до $75 в среднем по 2014 году) выход из кризиса будет сравнительно быстрым. В следующем году ВВП по кризисному варианту вырастет на 2%. Инвестиции в основной капитал – на 3,7%. Реальные доходы населения – на 1,2%. Инфляция снизится до 7,4%. Отток капитала сократится в 4 раза, до $20 млрд. Но курс рубля к доллару останется выше 40 рублей — на уровне 44,8 рубля за доллар.
В 2015 году цены на нефть поднимутся до $85 за баррель, рассчитывают в Минэкономразвития. Это обеспечит рост ВВП на уровне 2,9%, нулевой отток капитала и рост инвестиций на уровне 7%. Реальные доходы населения увеличатся на 3,3%, а инфляция сократится до 5,5%. Но курс доллара не вернется на прежние уровни — останется выше 40 рублей (41,7 рубля за доллар).
«Доходы в 2015 году будут ниже на 17 процентных пунктов, чем были бы в случае отсутствия кризиса, что вызовет нежелательные социальные последствия», — предупреждают авторы прогноза из МЭР.
Экономист ING по России и Казахстану Дмитрий Полевой называет сценарий МЭР «несколько агрессивным». Даже в 2008 году девальвация достигала меньших уровней при большем снижении цен на нефть, подчеркнул он. «Если нефть будет резко падать до $60 за баррель, вероятно, рубль тоже достаточно быстро упадет. Но вряд ли он продержится так низко в течение года — упадет экспорт, но в то же время за счет резкого ослабления рубля сократится и импорт, и другие составляющие. Это стабилизирует текущий счет».
Он добавляет, что «рубль возьмет на себя основной удар кризиса».
Сценарий МЭР предполагает очень серьезный кризис, основным буфером которого является именно девальвация, согласен Сергей Улатов из московского офиса Всемирного банка.
«Это самое кризисное предположение о том, что у российского правительства не будет средств для стабилизации экономики, а у Центробанка не будет возможности сглаживать излишнюю волатильность, — говорит он. — Такой сценарий возможен, но при условии, что Центробанк не вмешивается и стимулирование экономики очень сильно ограничено». «Но в кризисной ситуации Центробанк вмешается: до 2014 года есть коридор, и средства у него фактически тоже есть», — не сомневается экономист.