В пятницу премьер-министр Медведев провел встречу с экспертами «открытого правительства» и членами рабочих групп по подготовке Стратегии-2020. Цель встречи — обсуждение проекта основных направлений бюджетной политики на 2013–2015 годы. Этот документ был подготовлен Минфином еще в июле.
Эксперты раскритиковали ведомственное нормотворчество и представили Медведеву собственный доклад (имеется в распоряжении «Газеты.Ru») с оценкой предполагаемых доходов и необходимых расходов бюджетной системы.
Прогнозируемое Министерством финансов сокращение доходной части бюджета с 38,9% ВВП в 2011 году до 36,2% ВВП в 2015 году неверно, считают эксперты. Используемый в расчетах Минфина курс рубля к доллару (29,7 рубля в 2013 году и 31,5 рубля в 2015 году) «уже не соответствует реально складывающейся тенденции». Маловероятно, что рубль начнет укрепляться, скорее наоборот, считают эксперты. «А более слабый рубль позволит бюджету получить дополнительные нефтегазовые доходы. Таким образом, прогноз доходов выглядит чрезмерно пессимистическим», — делают вывод эксперты.
По оценкам специалистов «открытого правительства», снижение бюджетных доходов будет более умеренным — до 37% ВВП к 2015 году. При этом выпадение нефтегазовых поступлений в бюджет «отчасти будет компенсироваться расширением доходной базы региональных бюджетов (за счет акцизов, налогов на имущество, роста собираемости основных налогов)». Негативно эксперты оценили и формулу «бюджетного правила», предложенную Минфином. По их мнению, она слишком жесткая. Это накладывает излишние ограничения на общий объем расходов бюджетной системы, отмечают эксперты.
Не соответствует приоритетам Стратегии-2020 и структура расходов. Существенный рост расходов (почти на 26%) заложен в 2013 году на оборону и правоохранительную деятельность, хотя Минфин предполагает сокращение численности военнослужащих на 10% и сотрудников правоохранительных органов на 20%.
В противовес этому эксперты предлагают отказаться от форсированного роста закупок для армии, «растянув» программу перевооружения на более длительный период. Тем более что, как считают эксперты, просматривается «очевидная неготовность отечественного оборонного комплекса к производству современных вооружений».
В прошлом месяце министр финансов Антон Силуанов пообещал, что прямые расходы бюджета на программу вооружений в 2013–2015 годах могут быть сокращены примерно на 20% по сравнению с ранее составленным планом. Возможна передвижка ряда расходов на более поздний срок и замещение бюджетного финансирования кредитными схемами.
В 2013 году расходы на оборону должны вырасти на 25,8% и составить 2,35 трлн рублей, в 2014 году — 2,77 трлн рублей (рост к предыдущему году на 18,2%), в 2015 году — 2,86 трлн рублей (рост на 3,4%). Всего за три года рост составит 53,6%.
Недовольство экспертов «открытого правительства» связано и с тем, что, увеличивая оборонные расходы, Минфин предлагает «гораздо более умеренную динамику расходов по направлениям, связанным с развитием человеческого капитала». Госрасходы на образование сокращаются с 4,1% ВВП в 2011 году до 3,9% ВВП в 2015 году, подсчитали эксперты. Из-за того что федеральный бюджет не обеспечивает достаточного роста расходов для реформирование системы образования, увеличивается нагрузка на региональные бюджеты. При этом министерство «не предусматривает для них никаких дополнительных источников доходов».
В здравоохранении ситуация не намного лучше, считают эксперты. В этой сфере сокращение финансирования из федерального бюджета компенсируется увеличением роли внебюджетных фондов, имеющих закрепленные источники доходов, и за счет региональных бюджетов. Всего расходы из бюджетов субъектов России (с учетом взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения) должны будут вырасти за 3 года на 49%. «Нереалистичность такого роста совершенно очевидна, учитывая, что запланированное увеличение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ составит 24%», — говорится в докладе.
Общий объем финансирования медицины относительно ВВП к 2015 году по сравнению с 2011 годом увеличивается всего на 0,1%.
По мнению экспертов, увеличение расходов на образование и здравоохранение является необходимым условием проведения структурных реформ в этих сферах, предполагающих переход на «эффективный контракт» одновременно с повышением доступности и качества услуг.
Недостаток средств к 2015 году в образовании достигает 0,4% ВВП в год, в здравоохранении – 0,6% ВВП в год.
Не просматривается в основных направлениях бюджетной политики и долгосрочного увеличения в ВВП доли расходов на дорожное хозяйство и транспорт. Суммарные затраты по этим разделам после временного увеличения, связанного с реализацией крупных инфраструктурных проектов в Сочи и на Дальнем Востоке, к 2015 году сокращаются до 2,0% против 2,2% в 2011 году. То есть ежегодный рост финансирования по этим направлениям ниже прогнозируемой инфляции (7%), что означает их сокращение в реальном выражении.
При этом ожидается, что расходы регионов на транспорт и дорожное хозяйство будут снижаться в 2013–2015 годах не только относительно ВВП, но и в номинальном выражении.
«Это означает прежде всего недостаток средств для развития региональной дорожной сети, без чего нельзя добиться реального увеличения связанности территории на локальном уровне и соответствующего повышения экономической активности», — отмечают эксперты.
Премьер, выслушав критику, заявил, что оценки экспертного сообщества являются для правительства «как минимум индикатором того, как воспринимаются наши приоритеты, наши подходы к формированию государственного бюджета на ближайшие годы». Медведев пообещал расширить экспертный совет правительства. Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова сообщила, что в экспертный совет войдут более 200 специалистов, которых будут привлекать для совместной работы с министрами.
Участник встречи с премьером Евгений Гавриленков из «Тройки диалог» считает, что бюджетное правило, предлагаемое Минфином, работать не будет. «Это правило, предполагающее пополнение национальных фондов за счет излишков от нефтегазовых доходов, можно вводить, когда бюджет будет профицитным», — говорит Гавриленков.
По его мнению, получить профицитный бюджет можно только при низкой инфляции, такой как в ЕС, не более 2%. А низкая инфляция, в свою очередь, возможна, только если незначительно и постепенно наращивать госрасходы, одновременно повышая их эффективность. Проект Минфина этого не предусматривает.
Евсей Гурвич из Экспертной экономической группы считает, что сейчас уже бессмысленно обсуждать основные направления бюджетной политики. «Правительство сделало свой выбор в пользу резкого роста расходов на оборону и на индексации пенсий в 2010 году. Сейчас оно выполняет эти решения. Что обсуждать сервиз, который выбросили в окно?» — говорит Гурвич, напоминая о министре финансов Алексее Кудрине, который пытался сдержать рост расходов на оборону и был выведен из правительства по инициативе Медведева.
«Минфин наращивает расходы на оборону, но Минобороны не может объяснить, с кем собирается воевать», — недоумевает партнер ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев.
Он не согласен с экспертами «открытого правительства» в оценке роста доходов бюджета за счет предполагаемого ослабления рубля. «Предположим, что курс рубля к доллару действительно снизится, но это не означает, что доходы бюджета значительно увеличатся», — говорит Николаев. Основной приток доходов мог бы обеспечить экономический рост, но темпы роста ВВП замедляются.
Основные направления бюджетной политики, представленные Минфином, — это бюджет банановой республики, считает гендиректор «Капиталъ управление активами» Андрей Гриценко. «Из основных направлений не видно, что правительство готово стимулировать рост инноваций, снижать зависимость бюджета от экспорта сырьевых доходов», — говорит он.