Консорциум AAR выступил против выплаты $1 млрд дополнительных дивидендов российско-британской ТНК-ВР за 2012 год. Такое предложение было сделано британской ВР накануне заседания совета директоров ТНК-ВР, которое состоялось 20 июля. AAR и ВР принадлежит по 50% совместного предприятия, доходы с прибыли ТНК-ВР составляют основную часть дивидендов, которые получают акционеры британской компании. В частности, за 2011 год ВР выплатила своим акционерам $4,1 млрд, из которых более 90% ($3,75 млрд ) составили средства, полученные в качестве дивидендов ТНК-ВР. За 2012 год ТНК-ВР дивидендов не выплачивала.
«Принимая во внимание нестабильную ситуацию на рынках и нерешенные проблемы в корпоративном управлении ТНК-BP, мы полагаем, что акционеры должны проявлять повышенную осмотрительность,
— заявляет главный управляющий директор AAR Стэн Половец. — В связи с этим мы считаем, что выплата дополнительных дивидендов в настоящий момент является нецелесообразной».
Отказ от выплаты дополнительных дивидендов со стороны консорциума AAR — элемент давления на ВР, говорит источник, знакомый с ситуацией. «Это стандартная тактика консорциума – взбудоражить инвесторов и аналитиков накануне отчетности британцев (во вторник должна быть опубликована отчетность ВР за второй квартал и первое полугодие 2012 года), — объясняет он. – Аналогичным образом AAR поступал в феврале прошлого года, накануне публикации годового отчета ВР за 2010 год». По словам собеседника «Газеты.Ru», не исключено, что позднее консорциум изменит свое решение о дополнительных дивидендах.
AAR и ВР отказались от комментариев, но источник, близкий к британской компании, заявил «Газете.Ru», что ВР не обеспокоена решением консорциума.
«Деньги в любом случае остаются в ТНК-ВР, — поясняет собеседник «Газеты.Ru». – Если AAR изменит свое решение, ВР получит средства. Если нет, то они станут премией к цене за долю ВР в ТНК-ВР при продаже».
ВР хочет продать свой пакет в совместном предприятии, основным претендентом на него считается «Роснефть», заявившая о своем интересе к активу неделю назад.
Также на долю ВР претендует и AAR. В конце июня источники сообщили, что крупнейший российский акционер ТНК-ВР Михаил Фридман (владеет 25% СП) проводит в Лондоне встречи с институциональными инвесторами, рассчитывая получить поддержку своим планам приобрести всю долю BP в ТНК-BP. Бизнесмен предлагал два варианта изменения структуры капитала ТНК-BP. Согласно первому, AAR должен был выкупить 25% акций BP в ТНК-BP по «текущей рыночной цене» (большинство аналитиков оценивают весь пакет BP в $30 млрд).
Второй вариант предполагал, что уже российские акционеры ТНК-BP продают свою долю британским партнерам, причем оплата должна производиться как деньгами, так и акциями BP в размере 10—12%. Во втором случае российский консорциум станет ее крупнейшим акционером (доля каждого из имеющихся акционеров BP не превышает 3—5%).
Отказ AAR от выплаты допдивидендов увеличит стоимость компании, говорит Андрей Полищук из Райффайзенбанка.
Ранее источники, близкие к британской компании, сообщали, что ВР может ориентироваться на цену, которую в прошлом году называл консорциум AAR – $31–34 млрд (тогда рассматривалась возможность, что свою долю продадут российские бизнесмены). Выкупить 50% ТНК-ВР по такой цене, по мнению Полищука, не согласятся ни AAR, ни «Роснефть».
Дополнительный миллиард долларов увеличит и без того высокую цену.
«Впрочем, все будет зависеть от того, как будет оформлена сделка, — говорит Полищук. – Возможен вариант, при котором этот миллиард сразу после сделки будет выплачен в качестве дивидендов компании-покупателю».