Годовое собрание акционеров госбанка ВТБ завершилось поздно вечером. В повестке были 15 стандартных пунктов — от утверждения годового отчета до одобрения сделок с заинтересованностью.
Собрания акционеров ВТБ традиционно проходили неспокойно: миноритарии, покупавшие акции госбанка в ходе «народного IPO», возмущались падением стоимости бумаг, обвиняя в этом топ-менеджмент.
Но в 2012 году ВТБ по инициативе Владимира Путина, занимавшего тогда пост премьер-министра, провел процедуру обратного выкупа бумаг у участников «народного размещения». Источник, близкий к банку, ранее говорил «Газете.Ru», что в 2012 году, после выкупа бумаг, рассчитывает на более спокойную встречу с акционерами.
События пятницы показали, что расчет не оправдался.
К финансовым показателям банка за прошлый год у миноритариев не было больших претензий. Но отчет президента — председателя правления ВТБ Андрея Костина показался им неполным.
Диапазон обозначенных проблем был широким: от отсутствия еды в буфете до влияния высокопоставленных чиновников на бизнес.
Почему руководство банка не смогло обеспечить миноритариев буфетом с закусками, возмущался миноритарий госбанка. «Когда я пришел на собрание, там остались одни крошки от печенья «Юбилейное». Извините, я не стал их брать. Тут многие прибежали после работы, проголодались, а им холодную воду в пластиковых стаканчиках оставили!» — пожаловался он президиуму.
Евгений Лесных (имена и фамилии акционеров, записавшихся на выступление, называл член наблюдательного совета госбанка Сергей Дубинин, часто путая их) перешел к серьезным вопросам, он был недоволен работой консультационного совета акционеров (КСА), призванного стать посредником между акционерами и руководством банка.
Лесных заявил, что от совета ничего не зависит, он решает только технические моменты. «Предлагаю досрочно обновить совет!» — предложил миноритарий.
Предложение прозвучало сразу после отчета главы КСА ВТБ Владимира Тарачева. Тот был настроен совершенно иначе.
Среди акционеров «остались самые преданные, истинно верующие», заявил Тарачев, поблагодарив Костина и главу розничной «дочки» ВТБ-24 Михаила Задорнова: «Спасибо им! Хочется сказать: продолжайте в том же духе!»
Причины сокращения количества миноритариев до «самых преданных» предложил обсудить акционер Владимир Синяков: «Мы слышим много вранья. Нам говорили, что buy back невозможен. Якобы нигде в мире такого не делают…»
Его перебил Дубинин: «Действительно не делают!»
Но Синяков продолжил: стоило Владимиру Путину, кандидату в президенты, «топнуть ножкой», и buy back стал возможен. «Просто не надо было врать!» — негодовал миноритарий, напомнив и о коррупционном скандале с покупкой китайских буровых установок. «18 млрд рублей потратили на закупку, а теперь всего на 9 млрд предлагают выплатить дивиденды», — посетовал он.
В день проведения собрания акционеров ВТБ опубликовал специальный релиз, в котором сообщил, что на все установки заключены договоры аренды.
Предложением признать «крах народного IPO» продолжил встречу миноритарий Сергей Кудряшов: «Нас обманули, украли деньги у отца, матери, дочери, сына. Если вам нужны деньги – идите на IPO в Лондон, Сингапур, Гонконг». Он призвал Костина принять мужественное решение: выплатить за каждый год, начиная с 2007 года, компенсации в размере 10% годовых, как если бы средства акционеров были размещены на депозитах ВТБ.
«Снимите грех, войдите в положение, Костин!» — призывал миноритарий.
Также топ-менеджерам предложили выплачивать вознаграждение членам набсовета не живыми деньгами, а акциями банка.
Акционер госбанка Виктор Черков сравнил доходность акций Сбербанка и ВТБ. Акции ВТБ с момента размещения, по подсчетам миноритария, снизились в цене на 60%, а Сбербанка – на 6%. «Виновники такой разницы сидят в президиуме, хотя и не все. Нет Кудрина (Алексей Кудрин, бывший первый вице-премьер — «Газета.Ru»), который теперь играет в оппозицию, нет Дворковича (Аркадий Дворкович, вице-премьер), который пошел на повышение», — критиковал Черков.
Костин объяснил динамику котировок спецификой процессов на фондовом рынке: котировки не всегда отражают реальную стоимость бизнеса.
Но у миноритария была вторая претензия, связанная с выдачей кредита находившемуся в предбанкротном состоянии туроператору «Ланта тур». Компания получила деньги от ВТБ по инициативе Путина в период предвыборной кампании. «Кто такой Путин, чтобы раздавать деньги коммерческой организации, — спрашивал миноритарий. — Понятно, что он купил голоса избирателей, а вы, акционеры, лохи. Но акционеры не лохи, они жертвы».
Последний укор миноритария Черкова касался покупки Банка Москвы. Он заявил, что банк «разворовали» и все об этом знали, кроме Костина. В итоге акционер предложил отстранить Костина от руководства ВТБ и создать комиссию во главе с юристом Алексеем Навальным по расследованию «деятельности Костина и его команды».
Продолжил заседание акционер Геннадий Петрович (его фамилию Дубинин не уточнил). Он гордится, что стал акционером ВТБ. «Когда есть ненависть в душе, это означает, что ты любишь ВТБ», — аргументировал Геннадий Петрович, не пояснив, что имеет в виду. Он предложил миноритариям и топ-менеджменту чаще общаться и создать «клуб друзей ВТБ» — по аналогии с «клубом друзей Сирии». «А всем обиженным акционерам можно выдавать билеты в Мариинский театр», — резюмировал миноритарий.
Отвечать на вопросы первым взялся Костин. Он примирительно сообщил, что все зафиксировал. «Поддерживаю идею выплачивать вознаграждение членам набсовета акциями банка, буду ее вбрасывать и продвигать», — пообещал он.
По поводу buy back Костин сообщил, что банк готов рассматривать «все обращения граждан, требования которых по участию в обратном выкупе акций не были удовлетворены».
Собрание закончилось в 20.25 по московскому времени одобрением всех пунктов повестки: более конструктивно, чем в прошлые годы, оценил Костин. Некоторые из записавшихся на выступление акционеров ушли с собрания, не дождавшись очереди.