Минэкономразвития оценило чистый отток капитала из России в апреле в $8 млрд. «Сейчас уже за первый квартал $35 млрд ушло из страны. Отток капитала идет и в апреле, по нашей предварительной оценке, $8 млрд», — сообщил замминистра экономического развития Андрей Клепач на заседании бюджетного комитета Госдумы в понедельник.
Это намного больше, чем ожидали в Минэкономразвития, признал Клепач, не исключив, что отток продолжится и в мае.
По оценкам министерства, чистый отток капитала из России в 2012 году составит $15–25 млрд (то есть у ведомства еще есть надежда на приток средств), в 2013 году он снизится до $15 млрд, в 2014 году снова увеличится до $30 млрд.
В последние два года отток капитала из России растет. По пересмотренной оценке ЦБ, в 2011 году чистый вывоз частного капитала из России достиг $80,5 млрд, в 2010-м было $33,6 млрд. За четыре месяца 2012 года показатель уже $43 млрд.
Главная причина оттока — общая неопределенность, сохранившаяся даже по итогам президентских выборов, сходятся во мнении экономисты. «Неясно, какая будет политика, появляются намеки, что будет что-то изменено, но конкретики нет. Важный момент — какие персоналии будут в правительстве и в Кремле, поэтому с точки зрения инвесторов пока рано принимать какие-то решения по инвестициям в Россию», — считает главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров.
На неопределенность в формировании кабинета министров указывают и экономисты Goldman Sachs. «Премьер-министр Дмитрий Медведев намекал на прошлой неделе, что до 80% министров его кабинета будут заменены. Мы считаем, что существуют две важных проблемы, от решения которых будет зависеть оценка будущего кабинета.
Во-первых, будет ли правительство Медведева единой командой и все ли члены кабинета будут подотчетны премьер-министру? Во-вторых, не окажется ли правительство Медведева техническим? Будут ли члены кабинета иметь достаточный политический вес, чтобы быть влиятельной силой в исполнительной власти?» – говорится в аналитической записке банка, обнародованной в понедельник.
Трудно предположить, что Игорь Сечин, вице-премьер по топливно-энергетическому комплексу, готов отчитываться перед премьером Медведевым, подчеркивают экономисты банка.
Назначение членов нового кабинета положит конец избирательному циклу, но это не означает, что завершится время политических перемен, которые усиливают волатильность на рынке.
Инвесторы предпочтут дождаться первых шагов нового правительства и президента. «Мы считаем, что отсутствие существенных реформ может повысить неопределенность в краткосрочной перспективе», — говорится в отчете Goldman Sachs.
Основными ориентирами для инвесторов станут карьера вице-премьера Игоря Шувалова и назначение в Министерство энергетики, указывают экономисты Goldman Sachs. Смещение министра финансов Антона Силуанова в Goldman Sachs не ждут: «Но политический вес министерства после ухода Алексея Кудрина снизился. Рынок будет ждать кого-то с серьезными возможностями, способного противостоять давлению министерств, настаивающих на росте расходов».
Пока правительство не будет сформировано, инвесторы не вернутся на российский рынок, согласна главный экономист BNP Paribas по России и СНГ Юлия Цепляева. Но отток капитала, скорее всего, продолжится и в мае, и в июне. «Удивительно, но ЦБ прогнозировал приток инвестиций в мае. Я считаю, что ситуация с оттоком капитала выглядит угрожающе. Хотя я не думаю, что это отразится на замедлении темпов экономического роста уже в этом году», — говорит Цепляева. По ее словам, у иностранных инвесторов «нет никаких иллюзий относительно иерархии в принятии решений в России».
Кроме неопределенности с формированием правительства на отток капитала в апреле повлиял фондовый рынок, индексы которого ушли вниз из-за снижения стоимости нефти. Планы правительства по увеличению НДПИ и налога на имущество инфраструктурных монополий также добавили неуверенности инвесторам, отмечает Андрей Кузнецов, аналитик по стратегии Citi.
Кирилл Самышкин, финансовый консультант Saxo Bank, говорит, что одной из причин оттока стала дешевеющая нефть. «Есть и другие: общая коррекция на мировых финансовых рынках, сезонный фактор (май исторически считается месяцем низкой активности), рост политической напряженности», — перечислил экономист.