К 2014 году Росалкогольрегулирование (РАР) намерено ввести контроль продаж алкогольной продукции в розничных сетях. Об инициативе заявил в Совете федерации глава службы Игорь Чуян.
При продаже алкоголя в магазине на кассовом аппарате будет считываться информация со штрихкода продукта и далее передаваться на сервер ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система), пояснили «Газете.Ru» в ведомстве, добавив, что «техническая сторона вопроса сейчас прорабатывается».
На акцизную марку наносится специальный штрихкод, в котором содержится информация о производителе, номере лицензии, адрес производства, наименование и вид продукции.
По схеме РАР, внедрение ЕГАИС в розницу будет осуществляться поэтапно. Первый этап уже начат: ведется тестирование на базе нескольких десятков магазинов. Далее система будет доработана с целью учета движения товаросопроводительных накладных и объемов розничных продаж.
«Пока о том, какое это оборудование будет, говорить рано. Мы рассматриваем ряд вариантов», — добавляют в пресс-службе ведомства.
В рамках второго этапа предполагается разработка нормативно-правовой документации. Этот процесс будет идти до конца 2012 года. Третий этап начнется в 2013 году: ЕГАИС внедрят в рознице нескольких крупных городов.
«Благодаря этой системе продажа каждой единицы алкогольной продукции будет автоматически фиксироваться путем считывания информации со штрихкода акцизной марки в момент ее фактической реализации покупателю, на кассе», — говорят в ведомстве.
Чуян объясняет целесообразность распространения ЕГАИС на розничные продажи борьбой с нелегальным алкоголем.
«Дополнительные меры контроля в виде распространения ЕГАИС на розницу, безусловно, нужны, — говорит председатель правления Союза производителей алкоголя Дмитрий Добров. — Система так и задумывалась: информация о единице продукции попадает в систему в момент ее производства и выпадает в момент ее реализации в рознице».
Важна технологическая готовность к нововведению, чтобы получилось создать необходимую базу, которая будет отслеживать ход каждой бутылки, говорит Михаил Бурмистров, член правления ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз».
В Росалкогольрегулировании уверяют, что внедрение ЕГАИС в розницу не потребует существенных дополнительных затрат со стороны магазинов. Точки продаж, в которых считывателя штрихкодов нет, либо смогут вносить информацию о проданной продукции вручную на сайте РАР с ограниченным доступом, либо приобретут систему.
Сети «Ашан», Metro Cash&Carry и «Дикси» не стали комментировать инициативу, сославшись на неосведомленность о планах Росалкогольрегулирования.
По словам Бурмистрова, на крупных торговых сетях меры не отразятся: «Сложнее придется небольшим магазинам, у которых нет аппарата для считывания штрихкодов. Если схема Росалкогольрегулирования будет сложна в реализации, то предпринимателям придется решать, стоит ли им вообще заниматься продажами алкоголя».
«Количество магазинов, продающих алкоголь, сократится на 30%, без учета ларьков», — опасается директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. По его словам, Россия – единственная страна в мире, в которой продажу алкоголя регулируют подобным образом.
Предложение по введению ЕГАИС в рознице обсуждалось в прошлом году в контексте повышения акцизов на алкоголь. В Налоговый кодекс были приняты поправки, согласно которым с 1 июля текущего года уровень акцизов повысится на 300 рублей. В дальнейшем рост акцизов также будет весьма существенным: в 2013 году ставка увеличивается до 400 рублей, в 2014-м — до 500 рублей.
«Увеличение акциза на алкоголь с 254 рублей до 500 рублей в 2014 году приведет к росту цены водки до 260–280 рублей», — говорит Добров.
«Главное при внедрении ЕГАИС в розницу — этапность. Только в этом случае мы избежим ситуации, когда все заводы встали на два месяца», — предупреждает он.