Эффективность работы России на внешних рынках значительно ниже, чем у других стран БРИК — Китая, Бразилии, Индии. При этом российским экспортерам трудно не только выйти на внешние рынки, но и удержаться на них, свидетельствует обзор Всемирного банка «РФ: диверсификация экспорта путем развития конкуренции и инноваций».
Вероятность того, что российские экспортеры смогут сохранить отношения со своими контрагентами на внешних рынках в течение двух лет, составляет примерно 57%, а того, что эти отношения сохранятся в течение пяти лет, — 22%, сообщил ведущий экономист Альваро Гонсалес на «круглом столе» в РИА «Новости». Для сравнения, в Китае аналогичный показатель для двухлетнего периода превышает 70%. Показатели Бразилии и Индии также лучше, чем у России.
Россия недостаточно использует свой потенциал торговли с Китаем и Индией, а также с некоторыми странами G8, включая США, Италию и Германию, считают эксперты банка.
Низкие показатели России указывают на «недостаточный уровень международной конкурентоспособности в отраслях, не относящихся к нефтегазовому сектору», подчеркивают авторы обзора.
Корень проблемы эксперты ВБ видят в невысоком уровне внутренней конкуренции в России. «Возможно, это является главным микроэкономическим фактором, мешающим улучшению экспортных показателей России», — говорится в исследовании. По имеющимся у ВБ данным, под контролем федеральных, региональных или муниципальных властей находится как минимум одно предприятие в 16 из 19 проанализированных секторов.
Снижению уровня конкуренции способствует государственная помощь, предоставляемая предприятиям в виде кредитов, субсидий, налоговых льгот, которые часто распределяются весьма неравномерно.
Эксперты банка предлагают сократить объем государственной собственности; ввести более унифицированное, прозрачное и ориентированное на результат регулирование государственной помощи; улучшение качества деловой среды, в которой функционируют предприятия; а также стимулирование конкуренции в сфере услуг и среди сетевых производителей. Меры экономической политики могут включать ускорение процесса реформирования госпредприятий и упразднение льготных режимов, установленных для государственных и муниципальных предприятий.
Тормозят выход предприятий на внешний рынок и бюрократические препоны: предприятиям приходится нести дополнительные расходы на преодоление административных барьеров.
«С точки зрения законодательства существуют дополнительные внутренние ограничения экспорта — такие, например, как высокие торговые вывозные пошлины и необходимость лицензирования вывозимых товаров», — отмечает руководитель практики таможенного права Goltsblat BLP Елена Белозерова.
Главная проблема в качестве российского экспорта, уверен генеральный директор экономико-правовой школы ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Сергей Пятенко. «Количественно российский экспорт растет опережающими темпами: если в 2010 году Россия находилась на 12 месте среди стран-экспортеров, то сейчас она занимает уже девятое место. Объем торговли вырос на 30%. Но основной объем экспорта по-прежнему приходится на сырьевые товары», — констатирует аналитик.
По данным ФТС, основу российского экспорта в 2011 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны достиг 72,6% (в 2010 году — 70,8%).
По сравнению с 2010 годом стоимостный объем этих товаров увеличился на 33%.