Работа над законопроектом «О Счетной палате» завершена, документ передан на согласование президенту. Об этом Сергей Степашин сообщил в Госдуме, куда он пришел отчитаться о работе возглавляемого им ведомства.
«Счетная палата должна стать высшим органом финансового контроля, полностью независимым от исполнительной власти, в том числе в сфере формирования своего бюджета», — объяснил Степашин суть документа, разработанного самим органом финконтроля.
В частности, законопроект наделяет Счетную палату правом заниматься аудитом эффективности и стратегическим аудитом — оценкой экономической и бюджетной политики правительства. «Это серьезная заявка, поверьте мне», — отметил Степашин.
Также аудиторы намерены получить право самостоятельно налагать административные взыскания за выявленные нарушения, в том числе штрафы. Для этой процедуры увеличения численности чиновников и финансового обеспечения их службы не потребуется, заверил глава ведомства. Нужно лишь внести соответствующие изменения в КоАП.
Подготовка нового законопроекта связана с рекомендацией Генеральной ассамблеи ООН привести законодательство о счетных палатах всех членов организации к международным стандартам, пояснил Степашин.
Подробности законопроекта в Счетной палате не комментируют. Не сказали «Газете.Ru», и каковы будут источники независимого бюджета госаудиторов.
Сейчас финансирование деятельности Счетной палаты осуществляется из федерального бюджета, то есть его объем предлагается правительством и утверждается Федеральным собранием и президентом. Оклады сотрудников Счетной палаты, так же как и других федеральных гражданских государственных служащих, устанавливаются указом президента России.
Как государственный орган, ведомство вряд ли откажется от финансирования из бюджета, уверены эксперты. «Скорее всего, речь будет идти о дополнительных доходах за счет взыскиваемых штрафов»,
— говорит юрист «Юков, Хренов и партнеры» Марина Краснобаева. Для Счетной палаты это очень заманчивый вариант, поскольку сейчас сотрудники ведомства делают трудоемкую работу, пишут огромные аудиторские заключения, но сами никого к ответственности привлечь не могут, тем более наложить финансовые санкции на нарушителей. «В рамках предоставленных им полномочий они передают все материалы, полученные по результатам проверок, в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений, — отмечает юрист. —
В случае принятия изменений госаудиторы смогут сами доводить до логического конца результаты своих проверок».
Но такая «независимость» бюджета создает тепличные условия для формирования коррупционного института, считает управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес проектам» Ольга Пономарева. «Ни для кого не секрет тот факт, что налоговики сейчас выходят на проверки предприятий сразу с разнарядкой: без взысканий и обнаружения недоимки в миллионы рублей обратно не приходить. И это притом, что ФНС содержится полностью за счет федерального бюджета. Можно предположить, что произойдет с выходом СП на самоокупаемость», — заключает Пономарева.
«Ведомства, которое бы само проверяло и выносило штрафы, в России нет. Такое право есть только у контролеров в электричках,
— говорит гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников. — Если аудиторы СП будут полностью мотивированы штрафами, то станут проверять только тех, с кого можно эти штрафы взыскать. А ведь есть много нарушений, которые не связаны со штрафами». Эксперты не могут припомнить примера совмещения таких функций и в мировой практике.