«Все брокеры, клиенты которых понесли потери в результате сбоя на бирже, компенсировали им убытки или находятся в процессе», — рассказал «Газете.Ru» Александр Субочев, глава рабочей группы по урегулированию убытков от декабрьского сбоя. Проблема компенсаций обсуждалась на заседании комитета по срочному рынку ММВБ-РТС.
Масштабный сбой произошел в первый день торгов объединенной биржи ММВБ-РТС — 19 декабря 2011 года — из-за неполного удаления данных после тестирования системы,
объяснял тогда первый заместитель председателя правления ОАО ММВБ-РТС Роман Горюнов. В итоге во время торгов некорректно отражались данные об открытых позициях и объеме денежных средств участников торгов, которые потом попали в систему. Это было в 18.45, через полчаса торги приостановили. Они были возобновлены в 23.00 по московскому времени. Трейдеры понесли убытки. По словам Субочева, комитет получил 4 претензии на общую сумму 1 млн рублей.
В списке брокеров, чьи клиенты пострадали из-за сбоя, был Сбербанк. Госбанк уже компенсировал им эти потери. Об этом «Газете.Ru» в начале февраля рассказывала зампредправления банка Бэлла Златкис, возглавляющая комитет по претензиям клиентов. «А дальше мы уже с биржей договоримся, они вернут нам эти деньги. Мы же сейчас из своих выплатили, потому что мы брокеры. А у клиентов нет отношений с биржей», — пояснила она. По словам Златкис, соответствующая договоренность с биржей уже достигнута.
«С биржей мы делали документ по урегулированию претензий, то есть мы мирно урегулируем, мы обменяемся бумагами, и, как только мы скажем, что по вашей причине наш клиент получил убытки, мы убытки компенсировали и просим вас компенсировать убытки нам до суда», — объясняла Златкис. В среду в госбанке не уточнили, сколько клиентов получили компенсации, сославшись на то, что не комментируют эту тему.
Но биржа не собирается возвращать брокерам понесенные убытки, заявил Субочев, так как в том, что клиенты понесли потери, юридически виноваты брокеры. «Был сбой на бирже, и она предоставила неверную информацию, но это совсем не означало, что брокер должен был ее ретранслировать клиентам», — говорит Субочев.
В ММВБ-РТС подтвердили, что почти все брокеры компенсировали клиентам потери, но биржа брокерам ничего компенсировать не будет.
Чтобы избежать подобных разногласий в будущем, биржа готова пойти на изменения. «Возможно, будет изменен типовой договор с клиентом, проверен регламент взаимодействия биржи и брокера, типовые правила обслуживания клиентов в сфере информирования. Плюс биржа готова обсуждать уменьшение количества сервисов», — рассказал Субочев.
Брокеры с решением биржи не согласны. «Оно явно несправедливо, по словам представителей биржи, причиной сбоя стали их действия», — негодует председатель совета директоров УК «Столичная финансовая корпорация» Павел Геннель. В потерях клиентов виновата исключительно биржа, говорил «Газете.Ru» глава банка ВТБ-24 Михаил Задорнов. «У нас всего три-четыре клиентские претензии на минимальные суммы, но мы уже сделали запрос. Хотим, чтобы биржа все компенсировала. Пока клиенты деньги не получили, мы ведем с биржей переговоры», — сказал он. Задорнов особо подчеркнул, что кроме финансовых у биржи будут имиджевые потери:
«Репутационные последствия для ММВБ-РТС и в целом для российского рынка больше, чем конкретные клиентские претензии. Так долго обсуждать, готовиться, заниматься слиянием и допустить несколько сбоев за пару месяцев совершенно недопустимо».
Объединение бирж обсуждается с 2010 года. В пресс-службе ВТБ-24 не стали комментировать решение ММВБ-РТС, добавив, что «переговоры еще ведутся».
Решение биржи не стало для брокеров неожиданностью. «Оказавшихся в минусе было чуть больше 20 человек. Соответственно, они обратились к нам, но мы сразу сказали, что не имеем юридических оснований для компенсации из собственных средств, готовы принять претензии и готовы к судебным искам», — говорит председатель правления ИК «Финам» Владислав Кочетков. По его словам, клиенты не стали этого делать из-за небольшого размера потерь. «Письменная претензия была только от одного клиента, но и тот в итоге оказался в плюсе и отозвал претензию», — говорит Кочетков.
Участники рынка считают, что отношения биржи, брокеров и клиентов нужно жестче регламентировать, чтобы избежать разногласий в вопросах ответственности за убытки. «Сбои на бирже не единичны, к нам периодически поступают претензии. Необходим прозрачный механизм, который поможет взаимодействовать и с биржей, и с клиентами по вопросу компенсаций», — говорит Кочетков. Это особенно важно в условиях, когда биржа фактически стала монополией. «У локального инвестора нет выбора, к зарубежным рынкам далеко не все готовы», — объясняет Кочетков.
«В соответствии с мировой практикой ликвидации сбоев биржа компенсирует убытки, даже если юридически не обязана этого делать. Потом подаются кросс-иски к программистам или иным виновникам сбоя», — говорит управляющий партнер группы компаний «Содействие бизнес проектам» Ольга Пономарева. Убытки возникли из-за сбоя в системе торгов, за функционирование которого отвечает биржа, но и самим брокерам следовало использовать дополнительные системы и технологии риск-менеджмента, считает Пономарева. «Несовершенство инфраструктуры биржевой торговли — это не новость для рынка», — подчеркивает она.
В 2011 году на РТС и ММВБ было по три технических сбоя.