В 2011 году экономики большинства стран на постсоветском пространстве росли быстрыми темпами, отчитался Межгосударственный статистический комитет СНГ. Наибольший рост показала Туркмения — 14,7%. В Узбекистане экономика выросла на 8,3%, в Таджикистане — на 7,4%, в Киргизии — на 5,7%, в Белоруссии — на 5,3%, на Украине — на 5,2%.
По Казахстану, Молдавии и Армении данные обработаны только за январь — сентябрь. За этот период экономики этих стран выросли на 7,2%, 6,7% и 4,4% соответственно.
Российский ВВП в 2011 году вырос на 4,3%. Хуже результат только у одной страны СНГ: Азербайджан отчитался о росте экономики в пределах статистической погрешности — на 0,1%.
Похожая картина и с промышленным производством. Наибольший темп роста промпроизводства среди стран СНГ у Армении — на 14,1%. В Киргизии рост промпроизводства за 2011 год составил 11,9%, в Белоруссии — 9,1%, в Молдавии — 8,9% (за январь — ноябрь), на Украине — 7,3%, в Узбекистане — 6,3%, в Таджикистане — 5,9%.
В России промпроизводство в 2011 году выросло на 4,7%. Это третья строчка снизу.
Хуже дела в промышленности у Казахстана — там рост составил 3,5%. В Азербайджане промпроизводство продемонстрировало не рост, а снижение на 5%.
Россия всегда уступала ближайшим соседям по темпам роста ВВП, но это отставание до кризиса не было столь разительным — на пару процентов, а не в разы, как сейчас. Так, экономика России в 2007 году выросла на 7,6%. При этом рост ВВП Казахстана в 2007-м составил 8,7%, а Белоруссии — 8,1%.
Не сильно проигрывала российская экономика по темпам роста и партнерам по БРИК. «В период между 1998 и 2008 годами российская экономика росла где-то на 8% в год, что не особо отличалось от темпов роста ВВП Индии, Бразилии и Китая. Потом был экономический и финансовый кризис 2008 года, была рецессия. Но с тех пор в Индии экономика восстановилась, в Китае здоровый рост на 9%, тогда как восстановительный рост российской экономики был на уровне 4—4,5%. Это недостаточно для такой страны, как ваша. Это сигнал, который заставляет нас сомневаться», — заявил профессор экономики Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини в интервью «Газете.Ru».
Российские власти трактуют статистические отчеты по-своему. В январе на заседании президиума правительства премьер Владимир Путин похвалился, что «по росту ВВП мы занимаем третье место среди ведущих экономик мира, впереди только Китай и Индия». При этом Путин сослался на доклады МВФ, Еврокомиссии, Global Insight, Росстата и Минэкономразвития. В Китае рост ВВП в 2011 году оценивается в 9,5%, в Индии — 7,8%. В то же время рост ВВП еврозоны составил 1,5%, США — 1,6%, привел данные Путин.
По показателю роста промышленного производства Россия занимает четвертое место среди ведущих экономик мира — после Китая, Индии и Германии, добавил премьер.
Эксперты не разделяют оптимизма главы правительства. Рост ВВП напрямую связан с инвестиционной привлекательностью страны, а в этом плане мы одни из худших, отмечает партнер BDO в России Елена Хромова. «В прошлом году BDO опросило 751 финансового директора на глобальных рынках и выяснила их планы по расширению бизнеса в разных странах.
Чаще всего финансовые директоры заявляли, что желают направлять инвестиции в Китай, США и Германию. Индия и Бразилия, наши партнеры по БРИК, тоже оказались более востребованными для инвесторов, чем Россия»,
— поясняет Хромова. Чистый отток капитала из частного сектора страны в 2011 году достиг $84 млрд, тогда как в 2010 году составлял $34 млрд.
Даже дорогая нефть больше не является залогом ускоряющегося роста российской экономики, отмечает макроаналитик Raiffeisenbank Мария Помельникова:
«Дополнительные доходы от продажи сырья были потрачены правительством преимущественно на социалку, на поддержание платежеспособности потребительского спроса, что, однако, было нивелировано за счет возросшего и подорожавшего импорта».
В итоге приток в Россию нефтедолларов незначительно отразился на стимулировании внутреннего спроса и на росте ВВП.
Правда, сравнивать темпы роста России с показателями ближайших соседей не вполне корректно, говорит эксперт банка ING по России и Казахстану Дмитрий Полевой: «Когда ты бедный — проще показывать большой рост, от низкой базы результаты всегда лучше. Россия прошла уровень низкой базы, а некоторые из соседей по СНГ — еще нет, поэтому у них отчетность лучше».