«Начать надо с базового. Мы должны прямо сказать, что отношение в обществе к бизнесу, к частной собственности коренится не только в советском прошлом, но и в том, что происходило в 1990-е годы, когда бизнес сводился к простому дележу государственного пирога. Надо эту страницу перевернуть, нам надо завершить этот период», — заявил премьер-министр и кандидат в президенты Владимир Путин, выступая на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
«Закрыть» тему «нечестной» приватизации и «всяких аукционов» Путин предложил бизнесу путем выплаты разового взноса с сомнительных активов. По словам премьера, это позволит обеспечить общественную легитимность институту частной собственности и вернет общественное доверие к бизнесу.
«Иначе мы не сможем развивать современную рыночную экономику, тем более мы не сможем создать здоровое гражданское общество», — подчеркнул Путин и перешел ко второму пакету конкретных шагов по улучшению инвестклимата.
«Существуют разные варианты», — говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, но подчеркивает, что идею еще предстоит серьезно обсуждать и прорабатывать. «Это инициатива. Она еще подлежит обсуждению», — отмечает он.
На прошлой неделе, выступая на форуме «Россия-2012», премьер уже назвал несколько мер, которые позволят России подняться со 120-го на 20-е место в рейтинге инвестиционной привлекательности. Среди них появление уполномоченного по защите прав предпринимателей, совмещение административных и имущественных дел в судах на базе арбитражной судебной системы, введение запрета на возбуждение дел о незаконности сделок без соответствующего решения арбитражного суда, реорганизация госконтроля в пользу саморегулирования и страхования ответственности бизнеса, а также гармонизация российского корпоративного законодательства с европейскими документами.
Новую порцию конкретных шагов Путин назвал на съезде РСПП.
Во-первых, механизм оценки регулирующего воздействия законопроектов на бизнес распространить на законодательство и подзаконные акты в сфере таможни. «В последующем целесообразно распространить оценку регулирующего воздействия и на налоговое законодательство», — сказал Путин. Сейчас, на предварительной стадии разработки законопроектов, бизнес может дать оценку только нормативно-правовым актам в области контроля и надзора, а также при установлении требований к продукции и к процессам ее производства.
Во-вторых, упростить процедуры для старта строительства, поскольку для роста промышленного потенциала необходимы новые предприятия. «На получение разрешения на строительство зачастую нужно тратить столько времени, сколько затрачивают в других странах на само строительство, да и у нас, собственно говоря», — сказал премьер.
Путин предложил сократить число разрешительных процедур с сегодняшних 51 до семи, а количество дней, необходимых для получения всех согласований, с 423 хотя бы до 35.
По словам премьера, наличия у застройщика собственности на земельный участок, экспертизы проектной документации и ее соответствия градостроительному плану должно быть достаточно для начала строительства. Путин поручил Минэкономразвития, Минрегионразвития совместно с Агентством стратегических инициатив и деловыми организациями подготовить план перехода от разрешительного к уведомительному порядку согласования документов при «одновременном повышении репутационной и финансовой ответственности застройщика». Необходимо изменить и условия размещения госзаказов на строительном рынке: оплата должна быть по факту приемки объекта, а не «непонятных смет на строительно-монтажные работы», добавил глава правительства.
Затронул Путин и оптимизацию налогов, от которых зависит развитие производства, но без конкретики. Премьер напомнил о налоговом маневре и о резервах роста налоговых доходов с потребления дорогих товаров, алкоголя, табака и сбора рентных платежей в тех секторах, где он пока занижен. «Мы не будем увеличивать налоговую нагрузку на несырьевые сектора экономики», — пообещал Путин.
Отдельно он пояснил по налогу на роскошь: это плата за отказ от инвестиций в развитие «в пользу потребления и тщеславия». «Фискальное значение этой меры минимальное — это скорее морально-этическая норма», — подчеркнул премьер и привел в пример западных миллиардеров, которые «на улице мало чем отличаются от рядового гражданина».
Российские миллиардеры не в восторге от подобных перспектив. На вопрос премьера, как бизнес относится к налогу на роскошь, глава Магнитогорского металлургического комбината (ММК) Виктор Рашников, занимающий 11-ю строку «золотой сотни» Forbes, ответил, что налог еще «надо переварить». «Если подошло время, то...» — бизнесмен развел руками.
По взносам с приватизированных в 1990-е активов они высказывались еще более осторожно. «Надо провести черту под приватизацией. Как это будет сделано – это скорее социальный вопрос, чем экономический», — сказал глава «Северстали» Алексей Мордашов. «Надо находить пакет решений, чтобы снять напряжение в обществе: социальная проблема здесь существует», — согласился первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев, добавив, что бизнес готов к обсуждению формулы компенсации. «Сумма еще будет определяться, но я так понимаю, что взнос должен быть с учетом сегодняшнего рыночного положения вещей; она не должна навязываться в полном смысле этого слова», — добавил Мурычев. «Предложение Путина правильное, но все дело в нюансах. Так же как и в 1990-е. Никто не говорит, что приватизацию не надо было делать, но вопрос в том как», — поделился председатель совета директоров ФК «Открытие» Борис Минц.
Подведение черты под «нечестной» приватизацией не поможет легитимизировать частную собственность, уверены экономисты. «Это очень трудный вопрос: ведь есть частная собственность, доставшаяся из-за коррупции уже после 1990-х годов», — считает ректор Российской экономической школы (РЭШ) Сергей Гуриев.